| К свежему номеру |
«Гордополовщина» против Саратова-банкротаСегодня саратовская власть пожинает плоды приватизации жилищного фонда, проведенной в конце 1990-х – начале 2000-х годов в интересах «себя любимых», а не населения
Илья МАКСИМОВ 18 января депутаты Саратовской областной думы и Саратовской городской думы провели совместные слушания на тему «О ситуации в связи с предъявлением исковых заявлений АТСЖ Ленинского района к администрации муниципального образования «Город Саратов». Как известно, в производстве Арбитражного суда Саратовской области находятся 88 дел по исковым заявления АТСЖ Ленинского района о понуждении администрации муниципального образования «Город Саратов» произвести капитальный ремонт 282 многоквартирных домов в соответствии со ст. 16 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Исходя из стоимости работ по проведению капитального ремонта, определенной по результатам судебной экспертизы, в рамках заявленных требований (по 287 МКД) сумма стоимости работ может составлять от 1,7 до 2,1 млрд. руб. Как следует из решений Арбитражного суда по каждому исковому заявлению, основанием для удовлетворения исковые требований послужили выводы и обстоятельства, установленные в рамках каждого из рассмотренных судом дел. Судом установлено, что приватизация жилых помещений в спорных многоквартирных домах продолжалась к моменту рассмотрения спора. На момент приватизации гражданами жилых помещений требовался капитальный ремонт общего имущества этих домов. Материалами дел, в том числе актами технического состояния общего имущества, заключениями судебных экспертиз подтверждено, что спорные многоквартирные дома нуждаются в капитальном ремонте и до настоящего времени в полном объеме не отремонтированы. Многие спорные МКД оборудованы лифтами и лифтовым оборудование, необходимость капитального ремонта которого обусловлена тем, что срок службы составных частей и оборудования данных лифтов истек. Из нормы статьи 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (в рассматриваемых случаях - у администрации муниципального образования «Город Саратов») и не исполненная им на момент приватизации, сохраняется до исполнения им данного обязательства. Только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения. В соответствии с частью 5 статьи 4 АПК РФ Ассоциацией был соблюден досудебный претензионный порядок. Претензии были оставлены Администрацией без удовлетворения. Определение начала течения срока исковой давности датой первой приватизации, заявленное ответчиком в рамках некоторых арбитражных дел, не основано на нормах действующего законодательства Российской Федерации. Решениями по арбитражным делам Арбитражный суд Саратовской области обязал муниципальное образование «Город Саратов» в лице администрации муниципального образования «Город Саратов» в течение 6-ти месяцев, с момента вступления каждого решения суда в законную силу, произвести капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества в следующих многоквартирных жилых домах в городе Саратове. Спикеры областной и городской дум Иван Кузьмин и Виктор Малетин, вице-губернатор области Игорь Пивоваров, главы Общественных палат области и Саратова Александр Ландо и Александр Занорин Из распространенной участникам и приглашенным депутатских слушаний информации следует, что администрация муниципального образования «Город Саратов» считает данные требования незаконными и необоснованными по следующим основаниям. 1. Требования о проведения капитального ремонта фактически заявляются АТСЖ Ленинского района повторно. Обязательства по капремонту домов, переданных в управление АТСЖ Ленинского района, были предусмотрены дополнительными соглашениями, заключенными в период с 2003 по 2004 года между МУ «ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова». Средства на вы-полнение данных обязательств в размере, превышающем 339 млн. руб., были полностью оплачены муниципалитетом. 2. АТСЖ Ленинского района взимает плату за капитальный ремонт. Муниципальное образование «Город Саратов» в полном объеме исполнило свои обязательства в части оплаты взносов за муниципальные квартиры перечислив более 162 миллионов рублей (за период с 2009 по октябрь 2014). 3. Истец не доказал факт необходимости проведения капитального ремонта общего имущества, именно на момент заключения договора приватизации. В ходе судебных разбирательств эксперты не смогли определить необходимость проведения капитального ремонта на дату первой приватизации жилых помещений. Причиной ненадлежащего состояния спорных жилых домов является ненадлежащее исполнение АТСЖ своих обязательств как управляющей организации. Из выступлений участников слушаний:Глава МО «Город Саратов» Михаил Исаев: «Всего в производстве Арбитражного суда рассматривается 88 дел по искам АТСЖ Ленинского района о понуждении администрации муниципального образования «Город Саратов» произвести капитальный ремонт 282 многоквартирных домов. По 64 делам вынесены решения в первой или обеих инстанциях о проведении капитального ремонта в 173 многоквартирных домах на сумму более 1,2 млрд. рублей. Уже вступили в законную силу в силу 41 решение Арбитражного суда Саратовской области, в настоящее время они обжалуются в кассационную инстанцию. В случае удовлетворения всех требований АТСЖ Ленинского района сумма стоимости работ может возрасти до 2 млрд. рублей. Они требуют с нас деньги за капремонт. Но при передаче от ДЭЗ Ленинского района в АТСЖ домов в 2003-2004 годах состояние зданий оговаривалось, а они предъявляют нам то состояние, в котором они сейчас. В итоге - они собирают деньги за капремонт с жильцов, они берут их с мэрии и они требуют их через суд. Вот, что творит АТСЖ. Но рассмотрим те деньги, которые им суд вернул на капремонт – они на капремонт не были потрачены. Куда они делись? Никто не знает. Администрация города платит за муниципальное жилье, деньги собирают на капитальный ремонт и еще пытаются списать. Но капитальный ремонт не проводится – об этом говорят жители. Администрация города не против того, что в домах необходимо проводить капитальный ремонт. Мы против того, чтобы средства бюджета перекачивались под благовидным предлогом в карманы недобросовестных управленцев в сфере ЖКХ». Депутат областной думы Леонид Писной: Как специалист в сфере строительства и ЖКХ, он обратил внимание присутствующих на несоответствие экспертных заключений и фактического положения дел на примере конкретного дома. Так, объем работ по ремонту в 12-подъездном доме эксперты оценили в сумму более 45 млн. рублей, хотя организация тех же самых работ при строительстве нового дома потребовала бы всего 26-27 млн. рублей. Депутат городской думы от КПРФ Андрей Карасев: «Мы виноваты, мы – власть. Здесь стопроцентно коррупционная составляющая в судах и в жилищной инспекции». Депутат областной думы от КПРФ Александр Анидалов: «А что, неправильно, что капитальный ремонт надо делать?! У меня от пола стопка запросов и ответов о том, куда деваются такие деньги. Здесь присутствуют люди в погонах всех цветов мундиров, которые меня убеждали, что все делается правильно, и претензий нет! В течение нескольких лет мы бьемся, проводим митинги. Нам пишут административки за эти митинги! А теперь эти силовики нам сейчас отвечают – «Е-мое, что же это такое? Необходимо финансировать проведение капитального ремонта! А вы деньги не можете найти! Если вы не способны найти, давайте у жителей спросим, может, вас надо менять! Нет денег в бюджете? Посмотрите, почем лавочки, почем детские площадки. Есть деньги в бюджете. Вы не можете найти – мы найдем. Почему сейчас сидит под следствием только Гордополов? Где рядом с ним представители Ленинской администрации, полиции, ГЖИ? Я не уверен, что это было без заинтересованностей». Заместитель председателя областной думы Ольга Алимова: «Если бы не эти 88 исков, «городополовщина» продолжала бы процветать. Подобных компаний в Саратове, да и не только в Саратове, десятки. И задача на сегодня не просто обсудить сложившуюся ситуацию, а понять, что делать со всей системой, которая сейчас выстроена. Необходимо выйти в Государственную думу с законодательными инициативами. Во-первых, надо, чтобы все ТСЖ находились под контролем власти. Во-вторых, требуется упростить процедуру выхода из товарищества собственников жилья. В-третьих, тех, кто виновен в хищении бюджетных средств, следует наказывать не просто лишением свободы, но и конфискацией всего имущества». Депутат областной думы от Единой России Дмитрий Чернышевский: «Я разделяю мнение коммуниста, оправданные эмоции. Саратов – действительно родина Остапа Бендера. Ушлые комбинаторы нашли способ выкачивать деньги из бюджета… Это вопрос политический, вопрос выживания 900 тысячного города. Наследники великого комбинатора пытаются поставить этот город на колени... Давайте обратимся. Куда нужно обратиться? Давайте обратимся в Верховный суд, чтобы нам объяснили, как такие решения принимаются». Председатель Общественной палаты Александр Ландо: «Когда начали поднимать акты – деньги исчезли. Суды выносили решения на основе копий, подлинников нет. Верили словам всяких папушей, которые пришли и сказали – да, это я подписывал. Похоже те 500 млн рублей у АТСЖ кончились и они снова начали подавать иски. Это не конфликт двух субъектов, это вызов всем саратовцам. Это очень опасный прецедент для всей страны. У нас есть пример Омска, где тоже такие иски начали предъявлять на 4 миллиарда рублей. Депутат областной думы от ЛДПР Дмитрий Пьяных: «2 миллиарда – это пятая часть бюджета Саратова, который составляет 10 млрд рублей. Если выплатим, то о Саратове на 2,5 месяца придется забыть». По итогам депутатских слушаний в Саратовской областной думе с участием городских и областных депутатов и общественников, парламентарий Леонид Писной прокомментировал возможное решение проблемы корреспонденту ИА СаратовИнформ. «Законодательство получило свое новое, более эффективное исполнение в виде статьи 190.1 Жилищного кодекса, которая действует уже месяц. Это подтверждение того, что федеральная власть однозначно считает, что обязательства старого собственника (т.е. администрации города по капремонту – прим. ред.) должны быть выполнены, невзирая на сроки которые прошли с тех пор. Но – в объеме, который требовался к моменту приватизации первого жилого помещения в доме. Пересчет сумм, которые должен муниципалитет на ремонт домов АТСЖ Ленинского района по суду, возможен. Тем более по этим судам нет решений окончательных. Есть же Поволжский Арбитражный суд, есть Верховный суд, и шансы на то, что кассационные инстанции учтут мнение муниципалитета – есть. Таким образом, платить придется не такие огромные суммы за капремонт и в рамках закона – за капремонт тех элементов, которые его требовали на момент первой приватизации квартир. Порядок их определения аналогичен тому, который есть сегодня в программе капремонта. И у нас фактически остается ремонт только тех конструктивных элементов, которые из-за беспорядка в 90-е годы и в начале нулевых не ремонтировались». Комментарий АТСЖ Ленинского района: Юристы Ассоциации утверждают, что судебные решения не предполагают взыскания средств с бюджета, а «лишь обязывают администрацию города за свой счет и силами отобранных по конкурсу подрядчиков (минуя АТСЖ), в соответствии с требованием статьи 16 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» исполнить свои обязательства перед жителями и произвести необходимые работы по капитальному ремонту домов. В соответствии со статьей 118 Конституции РФ, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. А законность и обоснованность наших требований подтверждены именно вступившими в законную силу судебными актами». По итогам депутатских слушаний были приняты Рекомендации:Администрации муниципального образования «Город Саратов»: – до 1 марта 2018 года проверить документы, подтверждающие необхо-димость проведения капитального ремонта в многоквартирных домах, переданных в управление Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района, на дату приватизации первого жилого помещения в таких домах; – до 1 марта 2018 года проверить документы о проведении капитального ремонта в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района, финансирование которого проводилось за счет средств местного бюджета в рамках статьи 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (объемы и виды запланированных работ и проведенных работ); – до 1 марта 2018 года подготовить документы по многоквартирным домам, переданным в управление Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района, и на дату приватизации первого жилого помещения в которых требовалось проведение капитального имущества, содержащие сведения об объемах и видах работ по капитальному ремонту, которые требуется провести по настоящее время; Государственной жилищной инспекции Саратовской области: – до 1 марта 2018 года проверить законность решений общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района, в том числе о выборе способа управления многоквартирными домами; – постоянно осуществлять лицензионный контроль в отношении Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района; – до 1 марта 2018 года провести проверки по выявлению случаев невы-полнения Ассоциацией товариществ собственников жилья Ленинского района требований федерального законодательства в части своевременного проведения мероприятий по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов до внесения изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части установления особенностей организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого. Прокуратуре Саратовской области: – дать оценку законности действиям должностных лиц Ассоциации това-риществ собственников жилья Ленинского района и администрации муници-пального образования «Город Саратов» по существу рассматриваемого вопроса. Саратовской областной Думе и Саратовской городской Думе: – от имени депутатов Саратовской областной Думы и Саратовской город-ской Думы направить письмо в Верховный Суд Российской Федерации о ситуации в связи с предъявлением исковых заявлений АТСЖ Ленинского района к администрации муниципального образования «Город Саратов; – проинформировать депутатов Государственной Думы Федерального Со-брания Российской Федерации от Саратовской области о ситуации в связи с предъявлением исковых заявлений АТСЖ Ленинского района к администрации муниципального образования «Город Саратов. От редакции:Интересующиеся тем, как в первой половине нулевых годов проходила приватизация жилых помещений по Закону Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», могут познакомиться с опубликованными в те годы в газете «Богатей» статьями на эту тему по ссылкам: 1. Из плена ЖКО – в сети «управленцев от ЖКХ»: http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=7&article=16042007173155&oldnumber=393 2. Когда верхи не хотят, а низы не могут: http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=13&article=15102007152343&oldnumber=414 3. Пощечина чиновникам за бездействие: http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=8&article=7082007131930&oldnumber=404 4. Власть не делает, а народ не ведает: http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=6&article=25122006110233&oldnumber=379 5. Судебные странствия Игоря Г.: http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=9&article=8112006141804&oldnumber=372
Весь номер на одной странице
|