Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 35 (365) от 14.09.2006

 

Особняк раздора на Волжской (Александр СВЕШНИКОВ)

Кинофестиваль выйдет к народу (Ирина КАБАНОВА)

Шарики, силачи и фейерверки (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Создан уникальный спорткомплекс (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Кросс наций (Александр СОРОКИН)

Граждане могут не торопиться (Александр СВЕШНИКОВ)

«Родину» отправляют на пенсию (Александр СВЕШНИКОВ)

Конец «володинского пула» (Александр КРУТОВ)

Создать общую историю России (Юрий СТАЛЬГОРОВ)

Руда для законов (Соб. инф)

Как победить ГАИ (Маргарита СПИРИЧЕВА)

Сказ о параллельных прямых (Александр СОРОКИН)

Изображая жертву (Ирина КАБАНОВА)

Отдам кабана в добрые руки (Ирина КАБАНОВА)

Все кончается огнем… (Александр СОРОКИН)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Проблема

Как победить ГАИ

Маргарита СПИРИЧЕВА

Меняются правила дорожного движения, принимаются федеральные программы повышения безопасности на дорогах, но ситуация на них остается прежней: ровно по анекдоту добрая половина российских гаишников берет взятки, а злая половина еще и отбирает права. По данным общественных организаций, интересующихся коррупцией, за прошлый год гаишники собрали с водителей в виде взяток 1,5 миллиарда долларов. Тем не менее в мире есть страны, где удалось искоренить коррупцию на дорогах. И некоторые из них находятся по соседству с Россией.

-- Гаишники вообще офигели! Вчера оштрафовали на $500!

-- За что?!

-- Говорят, на подушке безопасности наволочка грязная.

Огромная даже по меркам России сумма взяток складывается из многих составляющих. Практически любая грань деятельности автоинспекторов приносит им теневые доходы. Размер стоимости каждой «услуги» колеблется в зависимости от уровня благосостояния региона. Например, в Москве средняя стоимость постановки нового автомобиля на учет -- 300 долларов, съем с учета -- 100 долларов. У нас в области счет идет в рублях -- 1-2 тысячи в лучшем случае. В худшем, если инспектору покажется, что у вас на деталях машины не читается номер, особенно на подержанных автомобилях, сумма может вырасти существенно, ведь вам доходчиво объяснят, что это, как минимум, уголовное дело, как максимум -- конфискация автомобиля. С другой стороны, если вы хотите украсить свою автомобильную жизнь особенным номерным знаком, с определенным набором цифр и букв, то это вам будет стоить от 100 долларов. Цены договорные, поскольку и заказы бывают разные. Самые престижные номера могут стоить 50 тысяч. Годовой техосмотр в Саратове стоит 400, в Энгельсе -- 800, а в Москве 2-3 тысячи рублей. Получение прав без обучения у нас обойдется в 6-7 тысяч, в столице -- 400-500 долларов. С обучением сдача экзаменов с первого раза в Саратове стоит 2000 рублей, в Москве -- 200 долларов. Это не говоря о взятках непосредственно на дорогах, когда водители таким образом стараются минимизировать ущерб для своего кошелька.

Разумеется, платят гаишникам не все. Но каждый год ставится и снимается с учета порядка 2-2,5 млн. автомобилей, и хорошо, если четверть обходится без взяток. Ежегодный технический осмотр, по некоторым данным, лишь треть автомобилей проходит честно. Сдать на права без денег и знакомств могут лишь считанные везунчики, к которым по счастливому стечению обстоятельств решили не придираться. Меньше всего дают как раз инспекторам ДПС на трассах.

Карты экспресс-оплаты ГИБДД 10, 50 и 100 условных единиц. Для корпоративных vip-клиентов -- новый тарифный план «Эксклюзив»: всего за 1000 у. е. в месяц все нарушения бесплатно! Подключите дополнительные услуги: «Любимое нарушение» -- скидка 50% на любое выбранное вами нарушение, «Антирадар» -- антиопределитель скорости и вашего номера. Дополнительная информация -- у менеджеров в офисах ГИБДД.

Однако все описанное лишь цветочки. Худшее для водителя начинается, когда он попадает в группу разбора нарушений. Там все начинается со ста долларов, поскольку человек в кабинете уже в серьезном звании, он себя и уважает больше, и ценит дороже. Но самая коррупционная организация, которая существует в ГИБДД, -- это дознаватели. По крайней мере, в Москве именно они перерисовали пешеходный переход на десять сантиметров в сторону, чтобы доказать, что в ДТП была виновата бабушка, а не сын министра обороны. В этой структуре ставки колеблются от 5 до 15 тысяч долларов. Впрочем, нужно учитывать, что в этой системе не все деньги достаются тому, кому вы их платите, а распределяются между вышестоящим начальством. По сведениям эксперта клуба региональной журналистики и обозревателя «Эха Москвы» Александра Пикуленко, должности в ГИБДД во многих регионах России просто продаются.

Разумеется, есть в системе ГАИ и честные люди. Есть определенная категория людей, которые наотрез отказываются подчиняться сложившимся правилам, работают честно, и, как ни странно, именно они быстро растут по карьерной лестнице. Впрочем, наверху у них появляется возможность брать уже по-крупному.

Гаишник стоит на автостраде, видит -- несется «мерседес» со скоростью 200км. «Ну сейчас я его штрафану», -- думает гаишник. Останавливает. Стекло на «мерсе» чуть опускается, и рука подает толстый бумажник. Гаишник берет, открывает и видит в одном отделе баксы, в другом -- рубли, а в третьем -- удостоверение генерал-майора МВД. Гаишник сразу по уставу: «Товарищ генмайор, разрешите доложить!». А тот в ответ: «Докладывай, докладывай! Рубли к рублям, баксы к баксам».

Создается впечатление, что разорвать этот порочный круг нельзя. Или можно только в том случае, если разогнать все ГИБДД и создать что-нибудь новое и правильное. Однако подобный подход, примененный в соседней Украине, себя не оправдал: по-прежнему основной задачей тамошнего инспектора остается отъем денег у населения, особенно у богатых русских туристов.

А вот в Грузии полицейские перестали брать взятки. Причин несколько. Во-первых, грузинским гаишникам создали очень приличные условия, вплоть до льгот для детей, поступающих в высшие учебные заведения. Во-вторых, работы в стране стало так мало, что таким местом по-настоящему дорожат. И в-третьих, грузины освободили свое ГАИ от всех лишних функций: регистрация, техосмотр, удостоверения -- все перешло в ведение министерства транспорта, в частные структуры. ГАИ занимается только организацией дорожного движения. И в результате у них за последнее время здорово снизилась аварийность -- такое злое ГАИ, что нигде не разгонишься. Правда, есть еще причины: бензин дорогой -- ездят меньше, и запчасти слишком дороги при их зарплатах. Говорят, что грузинские мужчины даже пристегиваются за рулем.

Есть и другие страны, где была жуткая коррупция, которую смогли победить, -- Испания и Финляндия. На ее ликвидацию потребовалось порядка 10 лет. В начале 80-х у финнов было принято закладывать в права определенную сумму (в зависимости от вида нарушения) и отдавать инспектору. Но прошла целая серия судебных процессов, причем сажали и того, кто брал, и того, кто давал. Но если водитель сдавал инспектора, то освобождался от ответственности, а сотрудника ДПС сажали на очень серьезные сроки и тут же увольняли начальство, которое не смогло проконтролировать. Сейчас в Финляндии никому в кошмарном сне не приснится, чтобы инспектор взял взятку. А в Испании ввели правило презумпции автомобилиста, а не инспектора. То есть полицейский должен доказать, что водитель нарушил. Конечно, если были свидетели, он нарушение докажет, но просто так вымогать взятку не будет.

Впрочем, дело не только в плохой работе автоинспекции. Дело в том, что нам элементарно не хватает автомобильной культуры. Те, кто бывал в Европе, одним из первых ярких впечатлений называют дорожное движение: дорогу можно переходить в любом месте, перед пешеходом обязательно остановятся. Даже в Стамбуле, городе далеко не европейском, со сложным рельефом и напряженным движением, водители уступают друг другу гораздо чаще, чем у нас. У нас уступать в принципе не принято.

Развивать автомобильную культуру можно мягко и жестко. Мягко -- это просто ждать, когда в обществе станет принято уступать дорогу. Но ждать у нас не любят, так же как уступать, поэтому правительство склоняется к жесткому варианту -- существенному увеличению штрафов. Наши смешные штрафы, в общем-то, провоцируют на нарушение правил. Это мера, безусловно, действенная, что тоже доказывает опыт других стран. Например, во Франции за переход дороги в неположенном месте штраф составляет семьдесят пять евро. Это не 50 рублей даже по масштабу их зарплат. Подобный подход был принят и в Белоруссии. Там водитель, не пропустивший пешехода, карается жестко, до лишения прав. Но и пешеход, вышедший на дорогу в неположенном месте, считается врагом белорусского народа и отлавливается. А поскольку нравы в местных отделениях милиции достаточно суровые, то все стали весьма дисциплинированными.

А вот повышение зарплаты гаишникам, в отличие от повышения размеров штрафов, ничего не решит. Например, в Москве сотрудник ГАИ получает зарплату в четырнадцать-пятнадцать тысяч рублей, но продолжает брать взятки. Другое дело социальный пакет, которого пока ни постовые, ни вообще милиционеры не имеют. Его потеря в случае увольнения может стать серьезным стимулом к честности. Кроме того, необходим жесткий контроль и неотвратимость наказания. И так же, как в Грузии, нужно лишить ГАИ всех взяткоемких функций: регистрации, техосмотра, приема экзаменов. Но пока обо всех этих мерах говорят только эксперты, государство же в лице правительства предпочитает концентрироваться на неотвратимости наказания только для водителей.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |