Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 19 (489) от 21.05.2009

 

Призыв к рабам призыва (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

«Газовая атака» на население (Дмитрий ДОБРОЛЮБОВ)

Молодежь должна работать (Пресс-служба СРО ВОО «Молодая Гвардия Единой России»)

Добрые дела и мытарства «Зеленого патруля» (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Выход из кризиса «по-саратовски»? (Алексей ГОЛЯКОВ)

«Добросовестное заблуждение» Ершовской прокуратуры (Антон БЛАЖЕННЫЙ)

Образование нуждается в осмыслении (Д.И.ТРУБЕЦКОВ, член-корр РАН, профессор)

Н. Солдатов: «Нас не вытеснить с передовой!» (Елизавета РОГАЧЕВА)

Сага о летнем сезоне и пропавшем снаряжении (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Библиотека в библиотеке (Екатерина БОГДАНОВА)

Восток – дело тонкое! (Ксения БАТУЗОВА)

Чебурашка на сцене и за кулисами (Светлана ТЕНЕТКО)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Вернисаж

«Умозрение в красках»

Александр ДАВИДЕНКО

Выставка ярославской иконы XVI–XIX веков в Радищевском музее дает возможность посетителям получить удовольствие, присоединиться к молитве (икону можно воспринимать и как индивидуальную, и как соборную молитву), может быть, даже, увидеть и оценить различие в уровне исполнительского мастерства, проследить за изменением иконографических типов и усилением западных влияний. Все это может произойти, если посетитель будет терпелив и доверчив, чтобы икона открылась ему.

Князь Е. Трубецкой дал очень красивое и точное определение (одно из многих, конечно) древнерусским иконам: умозрение в красках, то есть представление о другом мире, нежели реальный мир, о другой правде, нежели жизненная правда. Надо уточнить, что умозрение не понимается как увиденное только через рациональное мышление, но и через просвещение премудростью Божией.

Древнерусская иконопись восприняла традиции Византийского искусства, а через нее – древнегреческого. Но восприняла предложенные образцы без груза многовекового развития искусства, то есть в «неумелом», «ученическом» виде (в этом определении нет уничижительного оттенка). И это оказалось благом потому, что, как и любая примитивизация, «ученический» вариант был дальше от технически более изощренных византийских изображений, но ближе к символическому прочтению образа. Образа как такового, а не образов, сильно напоминающих людей из плоти и крови. Не обремененная излишним знанием и гуманистическими тенденциями в искусстве, древнерусская иконопись получила в руки ключ к живописному пониманию высоты идеалов, проповедуемых христианским учением. Появилась возможность изображения библейских событий не как частностей, а как неких обобщений. Подчеркнутая аскетичность в убранстве, намеренная жесткость в изображении складок одежд и просветленность ликов стали непременным атрибутом древнерусских икон, придающих изображению значимость образа, символа.

В ярославской иконе XVI века (и позднее) аскетичность и жесткость смягчены певучей линией, праздничностью цвета и жизнерадостностью орнамента. «Канонические типы служили отправной точкой. Искусство заключалось в их интерпретации» (М. Алпатов). Если бы не было интерпретации, то мы были бы свидетелями тотального копирования (с разной степенью умелости). Именно художественная фантазия иконописца (конечно же, ограниченная жесткими рамками богословского толкования сюжета) позволяла развиваться иконописи как искусству, обогащая ее пластическими, композиционными, колористическими и прочими находками. В ярославской иконе явственно проступают особенные, характерные именно для нее черты, позволяющие даже в известных сценах увидеть своеобразие аранжировок. Здесь и очевидное усиление декоративного компонента, выраженного не только в «праздничной» палитре, но и в орнаментальных украшениях, повторяющих буквально, или стилизующихся под растительные мотивы. Это и усиление фольклорного звучания в трактовках как сюжетов в целом, так и отдельных образов. В показе драматических сцен у ярославцев нет натурализма, нет ощущения страдания, словно это изображение «представления» по поводу события, а не самого события.

На выставке можно познакомиться с иконами, выполненными с разным уровнем технического мастерства: как крепким, так и слабым «монастырским» письмом, а также «крестьянским» («примитивы» из церкви села Остров). Все они писались для храмов и представляют собой предметы культа. Часть из них является произведениями искусства, часть имеет несомненную культурно-историческую ценность. Если говорить об иконе, которая представляет собой не просто «школу для неграмотных» (Иоанн Дамаскин), а своеобразную герменевтическую изографию, когда в ней присутствует помимо зримого и незримое, то есть она является проявлением неизъяснимого простыми словами, то «ее нравственно-воспитательная сила приходит в действие, когда люди, взирая на нее, предаются художественному созерцанию» (М. Алпатов). Конечно, для того, чтобы ощутить эту силу, необходим и определенный религиозный опыт. В разных залах можно увидеть части праздничных чинов иконостаса, судя по всему, из небольших церквей. Некоторая композиционная «теснота», отсутствие развивающего пространства в иконах нивелируется, становится несущественной при восприятии праздничной линейки как единого целого. На первый план выступает совсем иная функция иконостаса – хоровое пение гимна небу, соборное моление о прощении грехов и заступничестве, в которое вовлекаются и люди в храме. Линии, рисующие фигуры, а также красочные пятна разных икон цикла, находят опору, ритмически перекликаются с соседними, образуя целостный ансамбль иконостаса.

Для ярославской иконы характерна и «обратная проекция» – общего на частное, так как декоративность сознательно присутствует и в отдельной иконе, придавая ей праздничный вид. Особенно показательны в этом отношении «житийные» иконы. Центральная фигура («Великомученица Екатерина с житием. XVII в.») окружена двойным «венком»: декоративным орнаментом, создающим внутреннюю раму, и внешней рамой из красочных клейм. Тонкое письмо предвосхищает появление миниатюр Палеха. Влияние фольклора очевидно. Например, в сцене истязания парень в красной рубахе с закатанными выше локтей рукавами размахивается плетью с какой-то молодецкой удалью. Кроме подобных «венков», в иконе «Преподобный Макарий Унженский с житием. XVII в.» светлый фон за его фигурой неоднороден, покрыт неярким узорочьем. Основной сюжет «Чуда архангела Михаила в Хонех. XVII в.» написан по цвету достаточно сдержанно. Но зато «икона в иконе» над входом в белоснежную церковь помещена в украшенную золотыми арабесками раму, а на стенах самой церкви чуть заметны упругие, барочные волюты.

Необычайно выразительна икона «Святой Симеон Богоприимец. XVIII в.». Ее иконография разительно отличается от привычной, наследующей византийскую традицию плоскостных форм. Черты лица и праведника, и младенца подчеркнуты какой-то «чрезмерной» пластической лепкой, создающей впечатление трехмерности. Подобное же ощущение повышенной пластической эмоциональности возникает у меня, когда я вижу распятие в церкви Ареццо кисти Чимабуэ (около 1270 г.), или лика Христа (балканской школы) в Третьяковской галерее. Но этим не исчерпывается необычность иконы. В левой части помещена пластина с прорезью в виде креста и надписью, говорящей о том, что перед нами мощевик праведника Симеона. Так ли это на самом деле – это уже рациональное знание. Стремление верующего человека приложиться к святыне будет сильнее музейных запретов, так что следовало бы оградить икону от возможных «паломников». Интересные «детали» можно увидеть и на некоторых других иконах. Так, в «Преображении. XVI в.» на одной из горок темным отпечатком изображена сандалия, слетевшая с ноги изумленного Иоанна – точно подмеченная бытовая деталь, подчеркивающая смятение апостола. В замечательно написанной «Богоматери Одигитрии. XVI в.» по «прописям» в верхних углах иконы видно, что здесь было два изображения, счищенные позже (это пример усиления «художественной» выразительности с точки зрения реставратора?). На выставке, среди прочего, представлены редкие для православной иконы сюжеты: «Изведение апостола Петра из темницы. XVII в.» и «Преполовение. XVII в.».

(Окончание в следующем номере)

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |