Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 35 (365) от 14.09.2006

 

Особняк раздора на Волжской (Александр СВЕШНИКОВ)

Кинофестиваль выйдет к народу (Ирина КАБАНОВА)

Шарики, силачи и фейерверки (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Создан уникальный спорткомплекс (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Кросс наций (Александр СОРОКИН)

Граждане могут не торопиться (Александр СВЕШНИКОВ)

«Родину» отправляют на пенсию (Александр СВЕШНИКОВ)

Конец «володинского пула» (Александр КРУТОВ)

Создать общую историю России (Юрий СТАЛЬГОРОВ)

Руда для законов (Соб. инф)

Как победить ГАИ (Маргарита СПИРИЧЕВА)

Как победить ГАИ (Маргарита СПИРИЧЕВА)

Сказ о параллельных прямых (Александр СОРОКИН)

Отдам кабана в добрые руки (Ирина КАБАНОВА)

Все кончается огнем… (Александр СОРОКИН)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Изображая жертву

Ирина КАБАНОВА

Претендовать на звание культурного центра страны могут не только столицы -- все зависит от того, как организовано культурное пространство города. Саратов в этом отношении получает в свой адрес мало лестных слов. Несмотря на безусловное наличие по-настоящему талантливых людей и некоторое количество культурных событий, город производит общее впечатление застойности. Хотя пассионарии не дремлют.

Привычка рисковать

Все хорошее, как правило, создается людьми, у которых в голове полно идей. Однако недостаточно обладать способностью их генерирования. Хороший продюсер отличается не только тем, что может сделать звезду из посредственности, а тем, что не боится идти на риск в своих проектах. Рискованными предприятиями становятся у нас гастроли артистов и коллективов с незамыленными именами, но с приличным художественным уровнем, прокат фильмов, не носящих почетного звания «блокбастер», но имеющих, что сказать зрителю, и прочие зрелища подобного рода.

Такой подход могут позволить себе те, для кого прибыль -- важный, но, к счастью для нас, не единственный фактор. Причем не единственный потому, что в этом вопросе главную роль играют другие источники, нежели зрительская очередь в кассу. Тот же Олег Белоцерковский, ежегодно устраивающий фестивали в консерватории, признает, что может проиграть, перейти на другой бизнес и денег всегда заработает, поскольку другие работы у него есть, но отказаться от фестивалей -- все равно, что отказаться от хобби:

-- Я живу музыкой, умею организовать фестиваль лучше, чем другие: знаю иностранные языки, могу устанавливать контакты с зарубежными исполнителями непосредственно.

Почему афиша Дома кино, пока еще плачущего по зрителю, составляется из мировой и отечественной классики, на единственный сеанс которой придет пара-тройка интеллигентов, из новых отечественных фильмов, вроде «Связи» и «Изображая жертву», которым все равно не удается собрать больше 20-30 процентов аудитории (кстати, эти цифры -- показатель того, что дела у зала идут в гору, раньше-то было и того меньше)? Директор Дома кино Андрей Наймушин отвечает на этот вопрос просто: «Мы ведь студия кинохроники, и было бы странно снимать серьезные фильмы, а показывать порнографию». (Августовский показ фильма «Дыра в моем сердце» прошу считать иронией судьбы).

Симфония для картины с оркестром

Хочется жизни яркой. А кто еще может ее обеспечить, как не люди с нестандартным мышлением? Вроде Игоря Сорокина, бывшего до недавнего времени заведующим домом-музеем Павла Кузнецова. В результате его творческих исканий понятие музея перевернулось с ног на голову, что, между прочим, очень благотворно сказалось на аудитории: дом-музей, превратившийся в один сплошной перформанс, стал одним из наиболее посещаемых мест такого рода, причем людьми, которые до сих пор были весьма далеки от фантазий, -- здесь расположение музея возле Глебучева оврага ему только в плюс. Что уж говорить о творческой молодежи, которая нашла себе устойчивую площадку для самовыражения. И вот итог: приглашение Игоря Сорокина в Москву. Можно только порадоваться за человека, но сам факт -- еще одна галочка в списке утечки мозгов, который Саратов исправно пополняет.

Сегодня исполняющим обязанности заведующего является однокурсник Сорокина -- Игорь Гришин, но это не единственная его характеристика. С начала восстановления дома Кузнецова он так или иначе принимал участие в ремонтных работах, а позже и акциях. При смене власти всегда интересно, по какому пути пойдем дальше. В данном случае не может не беспокоить вопрос, останется ли эта площадка центром творческих изысков.

-- Я намерен сохранить то, что наработал Сорокин, но и не смогу не привнести что-то свое, -- говорит Игорь Гришин. -- Акции и инсталляции никуда не денутся, но в то же время мне хочется добавить некоторой академичности: речь идет о задумке Игоря сделать дом-музей именно домом-музеем художника и создать галерею его работ, множество которых все еще остается в хранилищах Радищевского музея. Хотелось бы довести все это до конца.

Слово «академичность» настораживает. Однако Игорь Викторович вкладывает в это понятие идею сделать главным героем площадки все-таки живопись, а для этого увеличить количество выставок, тем самым уравновесив перформанс. У самого Гришина уже есть идеи в сорокинском духе: например, совместить музыку с живописью и попробовать прочитать картину, как по нотам. Это будет игра на ассоциациях: существует целая научная разработка, согласно которой каждый цвет, тон и полутон соответствует звукам. Кроме того, цвет, как и звук, может измеряться по глубине и длительности. Так что «кузнецовцам» теперь предстоит вслед за Скрябиным заняться раскладом цветовой гаммы на звуки и… заставить картины звучать. Ясно, что для успеха предприятия нужны люди с особым чутьем, восприятием и, несомненно, талантливые. Вот интересно, где их берут?

Звезды местного значения

Можно вспомнить, что в фильме Ролана Быкова так вопрошал кассиршу кукольного театра Буратино, неожиданно для себя узнавший, что билет стоит четыре сольдо. На что дама вполне логично ответила: «Из толстых кошельков, моя умница!». Если вести речь о живописи, пожалуй, роль такого толстого кошелька в нашем городе мог бы сыграть Союз художников. Сотни членов, выставки сменяют одна другую то в ТПП, то в Доме работников искусств, да и сам выставочный зал Союза не знает отдыха. Однако, что характерно, выставки местных живописцев, как правило, остаются в рамках цеха.

-- У нас, вероятно, много талантливых людей, но об этом никто не может сказать, потому что проверять степень таланта на каком-то внутреннем междусобойчике нет смысла: это общение по типу «ты меня уважаешь -- я тебя уважаю», -- объясняет художник

Алексей Трубецков, неоднократно принимавший участие в акциях кузнецовского дома. --

Проверяется все это на международных площадках. Я говорю о диалоге -- искусство не может не общаться с другим искусством. Причем общение должно быть на всю цивилизацию. Общение по театру, музыке, книгам происходит легче. Когда выпускают книгу, она уходит сразу, ее читают; когда привозят спектакль -- на него идут зрители, какой бы он ни был. А иногда среди «чеса» попадаются серьезные мастера. Общение же между художниками вне Саратова предельно минимально. По моим наблюдениям, саратовские художники почти не ездят на крупные выставки. Это позиция легкая и опасная: быть местным гением и считать, что по приезде в Париж ты произведешь фурор.

Наверняка художники отреагируют на это заявлением, что для таких поездок нужны деньги, которых у творца из провинции нет. Это, конечно, неоспоримо, однако Алексей замечает, что московская элита пополняется, к примеру, за счет художников из Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Новосибирска, а сказать, что кто-то из саратовцев очень активно востребован всероссийским арт-рынком, к сожалению, нельзя.

-- Надо больше ездить, смотреть, беседовать на уровне творческого процесса, происходящем в мире, и вот тогда в этой беседе выяснится, интересен ты или нет, можешь ли говорить на одном языке с другими. Опасность провинциальных культур как раз в том, что создается свой узкий диалект, в котором выясняется внутренний табель о рангах. И когда к этому диалогу подключается кто-то извне, то ни он не может нас понять, ни мы его. А вероятность того, что шедевр создастся в отрыве от всего мира, предельно мала.

Тут, пожалуй, и самый хитрый продюсер не поможет, можно согласиться с Алексеем. И, оказывается, яркость местной культурной жизни зависит не только от количества и качества таковых.

-- Продюсер должен бегать, хватать кого-то за пуговицу, но должен быть встречный процесс, чтобы было, кого хватать, -- продолжает Алексей. -- Я сделал такое наблюдение: уже много выпусков дало художественное училище им. Боголюбова, а имена выпускников не появляются ни на общих, ни на персональных выставках -- видимо, эти люди вообще как художники не работают. Если бы с каждого выпуска оставалась пара-тройка ненормальных, которые писали бы, как они хотели, независимо от того, сколько им за это заплатят и заплатят ли, то через пять лет, учитывая сложности бытия -- кому-то не повезло, кто-то сменил деятельность, -- у нас осталась бы хоть одна звездочка на небосклоне настоящего искусства.

Городская брэндология

Много чего не хватает культурному пространству нашего города. Например, прессы культурологического направления. Хотя есть удачные проекты -- журналы «Рампа» и «Тектоника. Архитектура, дизайн, технология» (у последнего, детища кафедры архитектуры СГТУ, все-таки узкоспециальная направленность, да и выходит он с 2005 года всего 4 раза в год небольшим тиражом), но их мало. Существуют рубрики культурологического направления в различных изданиях, как, например, «Мастерская художника» в журнале «Промышленность Поволжья».

Однако уже есть предпосылки рождения искусствоведческого издания: два Игоря, Гришин и Сорокин, учредили и зарегистрировали издательство «Саратовский листок», нацеленное на реализацию проектов культурного значения. Как говорит Гришин, мечта о журнале, который привлек бы людей сферы искусства и культуры и сыграл бы кумулятивную роль, может в скором времени воплотиться.

Следует отметить, что попытки создания культурологического сайта в Саратове, к сожалению, к положительному результату не привели, хотя в процессе активно участвовала доктор философских наук профессор Тамара Фокина, автор книги «Метафизика Саратова». Банальной причиной бесплодности этих попыток, по ее словам, стала абсолютная незаинтересованность ни администрации города, ни бизнес-сообщества, хотя необходимость такого сайта очевидна.

-- Много чего у нас в Саратове есть, проблема в том, как быть вместе, -- утверждает Тамара Петровна. -- Хотя бы в виртуальном режиме нам нужен проект, который бы всех объединял. Наша проблема -- ужасающая разобщенность, наличие группировок, которые друг друга подсиживают, не открыты, не хотят делиться. А так в современном мире, тем более в сети, работать нельзя.

Саратовское «болото» -- это провинциальность в плохом смысле, которая проявляется не в том, что мы храним традиции, а в том, что мы неподвижны. И надеяться на брэнды, которые нам помогут, смешно. В каком они состоянии-то, эти брэнды?

-- Брэнд -- это то, что чистят. Пусть он дорого обходится, но так и должно быть, -- говорит Тамара Фокина. -- Вот мост: во-первых, он разрушился уже, и по большому счету никому не нужен. Во-вторых, между чем он и куда? Если Саратов -- это мост, то надо сделать так, чтобы он был действительно коммуникацией, придумать что-нибудь с Казахстаном -- мол, мост в Азию. В целом нам надо определиться, куда мы хотим идти и кого из себя делать.

О вызывающей бедности другого брэнда -- консерватории -- лучше вообще помолчать: за великолепным фасадом -- облупившаяся штукатурка, выпадающие из стен кирпичи и шоковая терапия «русского духа», разливающегося из туалета, что пребывает явно в аварийном состоянии. Посетителям концертного зала это не очень заметно -- зал и холл перед ним в порядке, зато студенты и преподаватели, пользующиеся внутренней и совсем не парадной лестницей, как никто, в курсе. Если так живут люди духа, что делать остальным?

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |