Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 8 (566) от 10.03.2011

 

«Лыжня–2011». Весенняя (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Итоги «Саратовской лыжни–2011» (Пресс-служба администрации МО «Город Саратов»)

Как получить субсидии на оплату жилья и ЖКУ (Комитет по труду и социальному развитию МО «Город Саратов»)

Корректировки – не выше роста платы за ЖКУ (Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО «Город Саратов»)

Уровень оплаты ТЭР – 43 % (Пресс-служба администрации МО «Город Саратов»)

Отказали... (ИА «Взгляд-Инфо» www.vzsar.ru)

4 х 4 бутылки и ножа (Ксения БАТУЗОВА)

«Сообщи, где торгуют смертью» (Министерство информации и печати области )

Рейд по притонам (Отдел межведомственного взаимодействия в сфере профилактикиУправления ФСКН России по Саратовской области, Группа информации и общественных связей УФСКН России по Саратовской области)

Быков о Федине, Лимонове и советской власти (Светлана ТЕНЕТКО)

Ларьки и призраки из госкабинетов (Оксана СЕРЕБРЯКОВА)

Обращение (Генеральный директор МУПП «Саратовводоканал» А.Г. Буренин Директор филиала ОАО «Волжская ТГК» «Территориальное управление по теплоснабжению в г. Саратов» В.А. Янков Директор ООО «ТЭГК» И.В. Качуровский Директор ООО «СПГЭС» В.В. Каштанов)

«Дорогая наша электроэнергия» (Пресс-центр Торгово-промышленной палаты Саратовской области)

Дом, страшный дом (Виктория САТЧЕНКО)

Награды ждут своих героев (Александр НИКИТИН)

СиР предлагает кандидатуры президента (Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ)

Во имя Жизни

Поздравляем саратовского скульптора Андрея Щербакова с высоким званием «Заслуженный художник России».

«Стратегия 2020» и «коэффициент справедливости» (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

В тишине, да не в обиде

Роман Брант: «Хочется сыграть спектакль под названием «Жизнь» (Светлана ТЕНЕТКО)

«Разговор с миром и с самим собой» (Татьяна РАЙС)

«Рыжий» ответ«Подиуму» (Лана СОКОЛОВА)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Роскошь Общения

Сергей Летов: «В современном искусстве наблюдаются преимущественно негативные тенденции»

Татьяна РАЙС

В клубе «Минкульт», что расположен в Октябрьском ущелье, 19 февраля должны были выступить джазист-авангардист Сергей Летов, Кузя Уо (Константин Рябинов) и «Виртуозы вселенной». Но, к сожалению, из-за болезни Кузя Уо приехать в Саратов не смог. Вместо него к нам в гости припожаловал Владимир Терех с группой «Хлам». Музыку на сцене «Минкульта» в тот вечер исполняли, прямо скажем, психоделическую. Эдакий панк-рок с примесью джазовых импровизаций от Летова. А на следующий день Сергей Федорович делился мыслями о культуре, музыке и искусстве вообще.

Итак, Сергей Летов об…

… импровизации

Человек рожден импровизировать – это его естественное состояние. Мы импровизируем, когда дышим, и делаем это без «инструкции» и разрешения свыше. Для импровизации нужно чтобы люди свободно мыслили, а не были автоматами, в точности исполняющими указания дирижера, как в симфоническом оркестре. Представление об импровизации как о чем-то специфическом, чему нужно учиться, – это предвзятая точка зрения, как задаваться вопросом – способен ли человек к речи? Конечно, ее надо развивать, маленький ребенок не способен общаться: поместите его в стаю волков и он научится выть. В нашей культуре «ребенка» поместили в группу людей, не способных к свободному высказыванию, а способных только воспроизводить записанный начальством текст. Большая часть академических музыкантов не говорит «своими словами», а просто заучивает музыку. Это как если бы вы мне задавали вопросы цитатами из Достоевского, Чехова и Толстого, а я бы вам отвечал тем же. Это не норма. Норма – это свободная речь, как и игра на музыкальных инструментах. Форма нотации существует только в течение последних 400 лет. Музыка была до нот и будет после, ноты – это «частный случай болезни».

Гомер сочинил «Илиаду» и «Одиссею», а записаны они были через несколько столетий после его смерти. Трудно сейчас представить писателя, который не умеет читать и писать – это полезные, но не необходимые навыки. Знаменитый джазовый композитор Дюк Эллингтон не писал партии для своих оркестрантов – он им их напевал. Аранжировка, которую исполняет его оркестр, так и называется «head arrangement» – аранжировка в голове.

… живой музыке

Живая музыка – это не объект музея. Музей – кладбище культуры: туда сносят то, что уже умерло. Это «трупы культуры». Музыка не предполагает строгого разделения: здесь – архаический фольклор, а здесь – музыка барокко. На стыках современной музыки и музыки прошлого рождается что-то интересное. Поэтому современная фольклорная музыка и архаика вообще легко совместимы с авангардом.

… меркантильности в творчестве

В современном искусстве наблюдаются преимущественно негативные тенденции. Основная – это повсеместное желание добиться успеха любой ценой. Я получаю огромное количество писем, и вопросы практически всех молодых музыкантов сводятся к одному: как «раскрутиться», как добиться успеха? А вот каким способом это сделать – для них не принципиально.

Я недавно разговаривал с одним филологом, переводчиком и искусствоведом. Он рассказал, что такая же ситуация наблюдается и в современном изобразительном искусстве. Художник приходит к куратору и говорит: «Скажите, что делать. Я готов на все, чтобы стать знаменитым». Основная проблема российского современного искусства – это крайняя индивидуализация и нежелание делать что-то свое, оригинальное. Человек не озабочен искусством, он озабочен тем, как через него поиметь материальные блага.

Аналогичная ситуация наблюдается и со стороны зрительного зала. Дорогие билеты покупают состоятельные граждане, которых совершенно не волнует, какая музыка будет звучать. Их волнуют имена. Желательно, конечно, чтобы приехал афроамериканец, а что он играет – абсолютно неважно. Важно потом сказать знакомым бизнесменам: «Ты вчера не был на этом, как его? Зря – все наши были. Отсталый ты человек...» Люди идут на звонкое иностранное имя «отметиться». Происходит двойная имитация – слушатели имитируют интерес к происходящему, а музыканты – к тому, что они делают. Там, где музыканты и слушатели «зомбированы» своим успехом, звучит неинтересная, лишенная души музыка, но, к сожалению, это массовый процесс.

Музыканты с образованием ориентированы только на деньги. Профессиональный музыкант относится к музыке, как сантехник к унитазу – если ему платят, он чинит, а то, как он чинит, зависит от того, сколько платят. «Шаг снизу» происходит в провинции. Появляются группы молодых людей, как правило, не имеющих академического образования. Они не заинтересованы в деньгах и славе, для них это хобби, и тогда рождается что-то новое.

… иллюзии русского рока

В нашей стране гибель рока началась в 90-е годы. В 80-е музыканты играли не ради денег. Я играл с «ДДТ», «Аквариумом», «ДК» и за концерты денег не получал. Тогда инициативу и элемент новизны в группу привносили все участники, а потом пошла приватизация групп. Лидер решает, что его имя – это бренд, всех старых участников разгоняет и набирает новых. Если музыкант что-то не так скажет или проявит инициативу, то его уволят и возьмут другого.

Современная рок-группа – продукт капитализма. Дух протеста из рока ушел, остался номинальный, разрешенный протест. В начале 90-х я писал для журнала «Контркультура», что русский рок не выдержал испытания перестройкой. Сейчас это та же эстрада, просто сыгранная на других инструментах. Я плохо понимаю, чем современная рок-группа, кроме антуража и громкости звука, идейно отличается от шоу-бизнеса. А если честно, в нашей стране рока никогда и не было. У нас есть авторская песня – городской романс с утяжеленным аккомпанементом. Представьте себе «Led Zeppelin», исполняемый автором в акустике на трех аккордах. Это же смешно! А какой русский рокер не сможет спеть свою программу под гитару?! После перестройки власти стали идеологически по-другому работать, и получается, что мы не продаемся, пока никто не покупает, а если предложат хорошую цену, то прекрасно продадимся. Чем же рок, который за определенную цену будет ублажать власть, отличается от придворных музыкантов?

… разнице восприятия негатива

В западном обществе музыкант должен по восемь часов сидеть в офисе за компьютером, заниматься продажами и маркетинговыми исследованиями. Он ненавидит общество, которое его к этому принудило, и протестует: на концерте он истошно кричит, создавая непередаваемый нойз, и старается расшевелить публику. А публика в западном мире сытая и сонная – ее пугают, а ей не страшно. Она даже получает удовольствие, что ее пытаются унизить. Хоть какая-то капелька адреналина. Наш мир другой – у нас кругом то взорвется, то сгорит, то обесценится, все время какие-то бедствия, и человека хочется подбодрить.

Музыкант играет потому, что он не может не играть, но если ему плохо, то лучше не выступать. Российскому человеку итак очень плохо, и увеличивать количество негатива не нужно. Музыкант должен нести внутри себя позитив, который передается другим. Мы меряем себя западными мерками, а не надо: у нас свое мировоззрение, своя духовность, на нас их одежда не нацепляется, получается, как с русским роком – курьез.

В Японии и Швеции есть оркестры балалаечников и гармонистов, поющих очень искренне на якобы русском языке. Они думают, что русским должно понравиться. Мы же никогда не скажем, что шведские балалаечники – непреходящее явление мировой культуры. Или японский ансамбль еврейской музыки: даже диски выпускают, хотя живого еврея никогда в жизни не видели.

… осведомленности в искусстве

Экспериментальное искусство сегодня может существовать только на энтузиазме и в «подпольных кружках». Оно маргинально и экономически угнетаемо – созданы условия, чтобы оно не выживало. Экспериментальное искусство не медийно, оно не раскручивается СМИ. Глобальное отсутствие интереса со стороны публики к новому искусству наблюдается во всей западной цивилизации. Предполагается, что в современном обществе все интеллектуальные потребности человека должны удовлетворятся. Информационные – со стороны передачи «Новости», а эстетические – со стороны рекламы, все остальное – наказуемо. Смотрите рекламные ролики и слушайте заявления «партии и правительства».

Наши критики и музыковеды ничему не удивляются: они никогда не напишут о том, чего на Западе нет. Обо всех самобытных явлениях в нашей стране никто ничего не пишет. Леонелло Вентури сказал: «Искусство, приобретая стиль, превращается в товар». Нашим критикам важны четкие мерки – чтобы продавать, нужно лейбл прицепить. Как тогда в супермаркете разберутся, в какой отдел это нести? Если нет лейбла – значит, нет и цены. За что тогда платить деньги?

Я считаю, что искусство – это не товар. Мы, конечно, живем в материальном мире, музыкантам нужно кушать, покупать инструменты, записываться – все это требует средств, но это не является целью. Музыкант намного больше бы заработал, если бы занялся бизнесом. Люди занимаются музыкой не из-за денег, а потому, что они ее любят.

Под лежачий камень вода не течет: если мы, музыканты, не будем формировать представление журналистов о музыке, то останемся за гранью их внимания. Мы что-то будем делать, а о нас никто не узнает.

… упадке музыкальной цивилизации

Не хочу сказать, что нет интересных музыкантов – они существуют, есть социальные сети, где музыканты обмениваются музыкой, но этот мир вытеснен на обочину нашей культурной ситуацией.

Культурная ситуация радикально ухудшилась – 20 лет назад по радио, в основном, передавалась академическая музыка. Сейчас если ее и передают, то только в составе рекламного ролика какого-нибудь мыла, презервативов или гигиенических прокладок. За Моцарта не надо платить авторских денег и за Баха никто не накажет. Во Франции, как и у нас, в FM-диапазоне размещены 14 радиостанций. Там вы найдете весь спектр: барокко, классический джаз, ди-джейскую музыку, хаус, техно, симфоническую музыку. Если вы включите любую из 14 радиостанций Москвы, то услышите одну и ту же «жвачку».

Знакомый медиамагнат сказал: «Наши радиостанции существуют не для того, чтобы музыку передавать, а для того, чтобы от рекламы деньги получать. Рекламодатель считает, что люди слушают музыку в машинах и в офисах, когда им нечего делать. Если ты будешь передавать симфоническую музыку, офисный служащий переключит канал. Реклама ориентирована на них, как на наиболее массовую платежеспособную группу. Причем тут искусство? Музыка – это заполнение пауз между рекламой».

В стране, которая занимается добычей сырья, не нужны умные образованные люди. Для того, чтобы нефть качать, металл добывать, лес валить – больших знаний не надо. И реформы образования к этому ведут. В Германии и в Австрии практически каждый человек играет на скрипке или фортепиано и умеет петь по нотам, потому что в их школе учат музыке. Мы для них являемся «сырьевым придатком»: они производят музыку, а мы ее потребляем. А то, что мы производим, они воспринимают как какой-то курьез, что-то смешное. Большая часть западного мира заинтересована во всем новом, необычном, они хотят что-то почерпнуть для себя.

По уровню развития музыки можно судить об уровне интеллектуальной атмосферы в стране. Что можно ждать от страны Шостаковича и Чайковского – понятно, а что можно ждать от страны Игоря Крутого и Верки Сердючки?

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |