Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 31 (411) от 20.09.2007

 

Отдыху все возрасты покорны (Екатерина БОГДАНОВА)

Недолгое возвращение в СССР (Александр СОРОКИН)

Молодежь не хочет в СССР

Партии выдвигают своих кандидатов в парламенты (Александр ГАЛИНСКИЙ)

Экспедиция призраков (Алексей ТАТАРИНОВ)

Мать солдата судится с Родиной-матерью (Владимир ЕФИМОВ)

Кто и за что напал на «Зеленый патруль»? (Александр СОРОКИН)

Власть как инструмент для разбивания лбов (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Заявление Первого секретаря ЦК КПСС Сергея Скворцова (Пресс-центр ЦК КПСС)

Спуститься с небес на землю (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

СМИ далеки от проблемы миграции (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Дождется ли Поволжье своей «силиконовой долины»? (Алексей ГОЛЯКОВ)

Летайте поездами РЖД! (Владимир ЕФИМОВ)

Хождения по «быстрокредитам» (Александр ГАЛИНСКИЙ)

Увидеть Париж и — вернуться (Елена КРОВЯКОВА)

Маргинальность: продолжение в новом поколении (Владимир ЕФИМОВ)

Договор управления по «шпаргалке» (Сергей ПЕРЕПЕЧЁНОВ)

Холодный свет «Безымянной звезды» (Екатерина БОГДАНОВА)

В погоне за «Синей птицей» (Екатерина БОГДАНОВА)

Переворот на фоне памперса (Анна САФРОНОВА)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



Есть такая партия!

В Подмосковном городе Голицыно 1 мая открылся учредительный съезд политической партии «Рассвет». Идея партии выросла из предвыборной кампании Екатерины Дунцовой, которая пыталась стать кандидатом на выборах президента РФ, но ЦИК РФ отказал ей в регистрации инициативной группы. Читать полностью...


Памяти Алексея Битюцкого

22 апреля в городской больнице №6 Саратова на 66-ом году жизни скоропостижно скончался Алексей Петрович Битюцкий. Читать полностью...




Сайт популярного саратовского интернет-издания «Свободные новости» (fn-volga. ru) заблокирован. Причина до сих пор неизвестна

Как сообщает редакция, 10 апреля сайт «Свободных новостей» оказался недоступен для абонентов крупных российских провайдеров: МТС, Билайн, Дом.ру, Ростелеком. У части читателей сайт просто не загружается, у части подгружает страница с информацией о том, что доступ к ресурсу ограничен на основании федерального закона № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». У читателей, которые находятся за пределами страны, проблем с доступом к сайту нет. Читать полностью...


«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Вернисаж

Не шокирующий Отто Дикс

Александр ДАВИДЕНКО

Немецкий культурный центр им. Гете (Москва) представляет в Саратовском музее им. Радищева выставку офортов и литографий немецкого экспрессиониста Отто Дикса (1891–1969 гг.) по двум разделам: «Критическая графика 1920–1924 гг.» и «Война. Серия офортов 1924 г.».

Прежде чем идти на эту выставку, надо ясно понять, что представляет собой это художественное направление и этот художник. В противном случае можно получить вместо удовольствия большое разочарование. Хотя люди, понимающие, о чем идет речь, должны посетить ее непременно, т. к. масштаб художника и качество представленных работ (по большей части) несомненно, они должны заинтересовать не только эстетов. Образное и в тоже время точное определение экспрессионизма дал один из его идеологов Г. Бар (1916 г.): «Никогда радость не была так далека и свобода так мертва. Искусство направляет свой вопль в темноту, оно вопит о помощи, оно зовет дух: это экспрессионизм». Гедонистичность ему противопоказана, боль, страдание, отчаяние, – вот питательная почва для художников этого направления. Можно страшиться этого чувства (Э. Мунк), можно его цинично смаковать (М. Бекман), можно безнадежно протестовать (О. Дикс), можно пессимистично созерцать (Э. Кирхнер), можно отстаивать идеи гуманизма (К. Кольвиц), можно заниматься эстетизацией ужасного (Х. Сутин) или уходить от навязчивой фигуративности в область интеллектуальной абстрактности (Ф. Марк), но, в любом случае, запечатленное художником сильное душевное волнение, потрясение, с использованием соответствующих технических приемов, и составляет содержание экспрессионизма. Социальные и военные катаклизмы начала ХХ века (а О. Дикс был непосредственным участником первой мировой войны), породили в умах интеллигенции тягостное ощущение цивилизационного тупика и кризиса моральных ценностей, ощущение ложности надежд на облагораживающую роль прогресса, человек оказался по-прежнему мерзок и ужасен. Подобные чувства и настроения с немецкой жесткостью и прямотой отразил О. Дикс. В своих лучших офортах ему удалось преодолеть притяжение времени и места, перейти на более высокий уровень обобщения идеи, наполнив ее общечеловеческими и философскими смыслами («Танец мертвецов», «Мертвые на позиции у Таура», «Останки в проволочном заграждении», «Продавец спичек» и др.). В замечательной работе «Матросы в Антверпене» чувствуется дух П. Брейгеля Старшего или А. Ван Остаде, словно в офорт переведено одно из их произведений (кстати, это часто делалось для популяризации через тиражирование). В своих офортах О. Дикс с одинаковой страстью отдает дань как Эросу, так и Танатосу (любви и смерти), иногда их соединение порождает такие замечательные образы, как «Леони». К сожалению, прямота часто превращается в прямолинейность, и вместо обобщения мы видим перед собой горькие, обличительные, но частности. Чрезмерная описательность переводит работы в разряд репортажа, памфлета, высказывания на злобу дня, в которой художественная составляющая минимальна («Переносчики еды при Пилкеме», «Газовая атака», «Разрушенный бомбежкой дом» и многие другие). Кстати, российские зрители могут вспомнить многочисленные сцены из «Туркестанской серии» В. Верещагина, тоже очень не однородные по уровню художественной выразительности. О том, что излишняя социализация, политизация и пр. искусства может привести (и часто приводит) к упадку, кризису, мы тоже можем судить по нашей истории, – позднее передвижничество (критический реализм). Хочется надеяться, что посетители выставки не останутся равнодушными к творчеству О. Дикса и после этого попытаются познакомиться с его живописными работами, причем не только на военную тему. Помимо всего прочего, у него есть замечательные портреты («Портрет К. Кралля» 1923 г., «Актер Генрих Георге» 1932 г. и др.), которые как бы иллюстрируют замечание З. Фрейда о странностях психики. Новые «реалисты» (в том числе и О. Дикс) добивались чувства тревоги в работах с безобидными, на первый взгляд, компонентами, но которые почему-либо не опознавались как таковые с уверенностью и определенностью, что и порождало неприятное ощущение возможной угрозы. Подобные эмоции возникают у человека, рассматривающего картины Э. Мунка или, например, картину Ван Гога «Ночное кафе». На мой взгляд, экспрессионистические работы, в которых непосредственная причина сильных переживаний не совсем ясна, т. е. остается некоторая тайна, производят наибольшее впечатление.

Что касается названия выставки («Шокирующий О. Дикс»), то оно сомнительно. Если даже не принимать во внимание многочисленные фоторепортажи военных лет, документальные кадры о концлагерях и локальных войнах, а ограничиться творчеством художников, то всевозможные ужасы, в том числе очень натуралистично, были представлены и у И. Босха, и у Ф. Гойи, и у В. Верещагина, и у М. Бекмана, и у Ж. Фотрие и т. д., вплоть до Г. Базелитца (как выражение релятивизации эстетических ценностей, но, все же, в рамках изощренной художественности). Что уж говорить о многочисленных постмодернистских акциях, в которых вообще театрально и нарочито отрицается само понятие эстетизма, вкуса и общественной нравственности. Общественности давно сделана прививка от подобной натуралистичности.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |