Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 11 (241) от 25 марта 2004 года

 

К вопросу о логике бытия (Виктор СТЕПАНЫЧЕВ)

Апокалипсис внутри и снаружи

Осколки

ЖКХ на распутье (Маргарита СПИРИЧЕВА)

Снос должен происходить по закону (Записала Маргарита СПИРИЧЕВА)

Создать условия для торговли (Николай ЛОГИНОВ)

Странный тендер (Сергей НИКОЛАЕВ)

Шахматы входят в моду (Соб. инф)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Гнев допустимый и недопустимый

Дата размещения на сайте: 23.03.2015

Заметки о детской жестокости

Константин КРАШЕНИННИКОВ, кандидат философских наук

Матёрые

Серия убийств поставила на ноги всю милицию мегаполиса. Во всех случаях (а их к моменту задержания убийц было зафиксировано восемь!) сходными были и обстоятельства преступления, и почерк убийц.

Того мужчину с портфелем и пакетом, из которого выглядывала бутылка шампанского, убивали они очень долго. После того как Хорек несколько раз ударил жертву по голове железным шестигранником и мужчина упал, Киска затянул глотку жертвы своим шарфом. Вся остальная компания в это же время упоенно била жертву по ребрам. Но человек оказался крепким — он хрипел, дергал ногами, пытался подняться с земли, встать хотя бы на четвереньки… Ну просто никак не хотел умирать. Убийцы решили пойти на соседнюю стройку и подыскать там камень потяжелее, чтобы им и довести дело до конца. Такой опыт уже имелся. Одного из своих — Тосика — оставили сторожить хрипящую на асфальте жертву. Когда вернулись с камнем, то на этом месте не было ни того, ни другого… До полусмерти забитый человек сумел найти силы уползти в метро, к людям, а робкий Тосик не смог ничего поделать и просто сбежал.

Бойцы отряда немедленного реагирования мчались по вызову, готовясь к захвату банды заматерелых садистов. Впоследствии еще долго и они, и видавшие виды сотрудники следственной группы не могли прийти в себя. Еще бы, ведь старшему из группы "серийных убийц", как впоследствии выяснилось, было без двух недель тринадцать, а младшему — меньше десяти! По сути, именно возраст совершавших эти преступления и сбивал с толку почти полтора года сотрудников многих милицейских служб, которым пришлось расследовать бессмысленно жестокие, поистине садистские убийства одиноких прохожих. Не подозревали они девятилетних…

А ведь именно девятилетний Вовчик из малолетней банды Хорька убил у подземного перехода старика-ветерана. Вовчик в тот раз выпил лишь три флакона одеколона. "Когда Вовчик засасывает, его лучше не трогать, ему это западло, — рассказывали на следствии малолетние садисты. — А дед тронул и чего-то там стал базарить о детстве. Вовчик дососал, пошел за дедом по переходу. Тот вышел на тротуар, а там от поломанного кафе кирпичи валяются. Вовчик и забил деда кирпичом по голове".

Показаниям этим сначала даже не поверили, настолько диким, невозможным это казалось опытным криминалистам, следователям. Однако же, когда задержали Вовчика, тот послушно, не то что запираясь — охотно, показал, как именно и чем он убивал старика, а заодно — как неподалеку от того же района разбил камнями лица еще двум прохожим. Те также позволили себе сделать Вовчику замечание по поводу неправильного употребления одеколона.

Почему такое возможно

В основе групповой и индивидуальной агрессии детей и подростков лежат и рост агрессивности в обществе в целом, и снижение в системе ценностей нашего общества ценности человеческой жизни, и ориентация на достижение своей цели любой ценой, да и упадок морали — теперь многим она позволяет обращаться с человеком, как с вещью. Появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей. И в особенности — зрителей-детей. Но ведь это ясно и так любому здравомыслящему человеку!

Подавляющее большинство компьютерных игр — это убийства, убийства и еще раз убийства. Причем если раньше, во времена какого-нибудь двухмерного "DOOMа", идеологам ID Corporation еще легко было объяснять, что геймер "как раз наоборот", снимает стресс, уничтожая враждебных монстров, то что можно объяснить теперь, когда появляется все больше игр типа "Postal", в которой игрок может поймать живую (виртуально, конечно) кошку и натянуть ее вместо глушителя на ствол своего виртуального же оружия. Кошка в момент выстрела немелодично мяукает… В ближайшее время должна выйти "в мир" и игра, созданная отечественными разработчиками, с милым названием "Вивисектор".

Причины агрессивного поведения могут быть разнообразны. Иногда агрессивность может быть врожденным качеством ребенка, следствием особенностей темперамента и нервной системы. Однако гораздо чаще она является результатом неправильного воспитания или внутреннего дискомфорта у ребенка, которого не научили верно реагировать на происходящее вокруг него. Такие дети часто чувствуют себя отверженными, считают, что родители их не любят. А они очень хотят стать любимыми и нужными. Впрочем, как и большинство людей. И тогда маленький человек пытается привлечь внимание сверстников и взрослых. К сожалению, эти поиски зачастую заканчиваются вовсе не так, как хотелось бы и самому ему, и окружающим людям.

Также существует непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилем воспитания в семье. Детские психологи отмечают, что если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей. Но ведь это не гарантирует подавления им своей агрессии в любой другой ситуации. Потому-то так часты сетования родителей на то, что их чадо "в семье совсем не такое", как в детском саду, в школе, на улице. Оно и понятно: ведь дома он или она и в самом деле "белые и пушистые". Отсюда-то родители и делают вывод, что их детей "портят" в садике, в школе, в вузе… Везде, где они не на глазах у родителей. Нередки случаи, когда модель агрессивного поведения ребенок перенимает у кого-то из близких. Если в семье постоянно выясняются отношения на повышенных тонах, в грубой форме, то закономерно, что ребенок будет в этом подражать своим родителям.

Недостаток внимания и любви со стороны взрослых рождает у ребенка агрессивность. Агрессия проявляется по-разному: дети дерутся со своими сверстниками, обзывают их, грубят взрослым — учителям и родителям, мучают домашних животных. Провоцируют окружающих на ответную агрессию, прямо-таки "нарываются" на неприятности.

При всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, агрессивные дети и подростки отличаются некоторыми общими чертами. К этим чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие социально оправданных увлечений, духовных запросов, узость и неустойчивость интересов, в особенности познавательных. У таких детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность. Нравственные представления у них не развиты. Эмоционально они грубы, озлоблены и против сверстников, и против окружающих их взрослых людей. Еще одна черта, объединяющая таких детей и подростков, — крайняя самооценка. В том смысле, что оценивают себя они либо максимально положительно, либо максимально отрицательно. Им свойственны повышенная тревожность, страхи, эгоцентризм. Они не умеют находить выход из трудных житейских ситуаций. Изо всех психологических механизмов, регулирующих поведение, у них преобладают защитные. Однако не стоит считать всех агрессивных детей интеллектуально и социально недоразвитыми. Это не так. Среди агрессивных детей и подростков встречаются и хорошо интеллектуально и социально развитые, вполне успешные и в учебе, и в группе сверстников. У таких агрессивность является именно средством поднять престиж, продемонстрировать лишний раз свою самостоятельность, "взрослость".

Что стоит предпринять родителям детей, проявляющих агрессивность (по крайней мере, когда эта агрессивность уже замечена и еще поддается коррекции)?

Как управлять негодованием

Одна из наиболее важных и острых проблем, стоящих перед родителями, воспитателями и вообще взрослыми, — проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения его гнева, чувства сильного негодования, при котором ребенок теряет контроль над собой. К слову, купить пневматический пистолет и пострелять по бутылкам или же сходить в тир - один из способов психологической разрядки, к которому прибегают сами взрослые.

Просьбы и дружественные обращения к ребенку не всегда бывают эффективны. Ведь бессмысленно, например, уговаривать ребенка не трогать включенный утюг, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности. В этой ситуации лучше и эффективнее просто увести ребенка от интересующего его объекта, а потом объяснить, почему они сделали именно так. При общении с маленькими детьми этот способ является наиболее эффективным в предотвращении ситуации боли, страха и гнева.

Приказы и наказания могут вызывать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева. Именно поэтому наказывать ребенка можно лишь в крайних случаях. Ведь ребенок не всегда найдет в себе силы противостоять сильному взрослому. А если гнев ребенка будет постоянно подавляться, то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-либо "назло". А ведь это также служит началом формирования устойчивой модели агрессивного поведения.

Метод изменения поведения очень прост: за хорошее поведение ребенок получает поощрение, за плохое — наказание или лишение привилегий. Но и этим методом не стоит злоупотреблять, если родители не хотят впоследствии постоянно слышать от своего ребенка: "А что мне за это будет?".

Если же совсем не обращать внимание на агрессивные проявления ребенка, то он очень скоро сделает вывод о том, что такое поведение вполне позволительно. В этом случае редкие и единичные поначалу вспышки гнева постепенно и незаметно превратятся в постоянную и стойкую привычку доминировать, подавлять окружающих людей, будь то близкие или сверстники.

Не стоит "загонять проблему внутрь". Негативное настроение (а именно таким и является гнев) должно найти свой выход. Но выход этот должен выражаться в приемлемой форме. Кто-то из родителей, взрослых в спокойной обстановке, и желательно в игровой форме, должен продемонстрировать малышу социально приемлемые способы выражения протеста, указать ему путь поиска самовыражения.

Если же родители чувствуют, что ребенок кипит от испытываемого им протеста, то стоит попробовать, в момент накала страстей, помочь ему выразить чувства, исподволь навязав и приемлемые "правила игры". Пускай он просто громко покричит. Ведь глубокое дыхание и громкий звук вполне успешно могут снять даже очень сильный стресс. Ему хочется кого-нибудь стукнуть — пусть он получит в руки выбивалку для ковров и отправится выколачивать подушки.

Можно предложить поиграть в "обзывалки". Ведь лучше уж вербальное, "на словах", выражение агрессии, чем физическое. Но в этой игре есть важное условие: слова не должны быть на самом деле обидными и не иметь реального ругательного смысла. Это и замотивировать легко — игра ведь! "А ты — редиска!", "А ты — мухомор!". Острота негативных эмоций по ходу таких игр зачастую снижается, и все вообще заканчивается смехом. А ведь он, как это ни банально, и правда лучшее лекарство, в том числе и от гнева. А вот в конце игры обязательно надо сказать друг другу что-то приятное. "Обзывалки" полезны не только для агрессивных детей, но и для не в меру обидчивых.

Можно использовать и "рисовальные" возможности. Завести, например, "листок гнева" — лист бумаги, на котором нарисовано какое-нибудь чудовище. Ребенок может выместить на нем свои негативные эмоции — скомкать, разорвать лист. Ведь эмоциональный мир агрессивных детей часто очень узок. Они просто не понимают ни своих, ни чужих эмоций. Для "тренировки" чувств можно нарисовать характерные рожицы с разными эмоциями: радость, скуку, жалость, сострадание, злость гнев, обиду… Пускай ребенок с родительской помощью "угадает" эти эмоции, потом нужно подписать эти "найденные" эмоции под каждой рожицей. После чего ребенка необходимо время от времени просить о том, чтобы он, глядя на листок, показывал, какое у него в этот момент состояние, что он ощущает.

Разумеется, все эти советы хороши для тех родителей, которые еще не потеряли контакт со своим ребенком. Именно поэтому они могут своим примером научить, как ему действовать в сложных ситуациях жизни, сохраняя контроль над собой. Если же ситуация вышла из-под контроля родителей, то требуется профессиональная помощь специалистов.

Не нужно ставить на агрессивных детях клеймо. В конце концов, агрессия — один из признаков жизни. Важно понимать главное — мы на самом деле живем в агрессивном мире. И этот мир агрессивным сделали не дети.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |