| К свежему номеру |
Обычный необычный праздник1 сентября — праздник везде и для всех. Прошел он и в школе-интернате № 4 для детей с заболеваниями опорно-двигательной системы Елена НАЛИМОВА Торжество, обычное для всех школьников города, здесь было особенным. Во-первых, потому что напоминало встречу родственников — дети и родители заключали друг друга в объятия, учителя радовались повзрослевшим ученикам, как родным. Во-вторых, потому что по количеству учеников четвертый интернат тоже скорее семья, чем учреждение. В классах учится по 5–10 человек, в некоторых даже по одному, часть учеников не расстаются со школой, которая заменила им родителей, другие, чей дом далеко, живут в интернате от каникул до каникул. Это постоянные жители интерната, остальные после уроков уходят домой. Есть в интернате и такие дети, которых приносят на руках или привозят в инвалидных колясках. Удивительно, но каких-либо комплексов в общении друг с другом ученики, или, правильнее сказать, члены этой большой дружной семьи не испытывают. На моих глазах девочка с явными признаками инвалидности с радостными возгласами подбежала к своей подруге, к которой природа отнеслась более благосклонно; девочки обменивались впечатлениями, смеялись, как обычные дети в самой обычной школе. Вот где можно писать диссертации о толерантности, изучая это пока плохо приживающееся в нашем обществе понятие на конкретных примерах. И примеры эти подают нам, как часто бывает, самые слабые и незащищенные члены общества — дети-инвалиды. "В том-то все и дело, что наши дети не такие, как обычные, в средних школах, они добрее, собственные проблемы учат их более терпимо относится к недостаткам других. У нас практически не бывает конфликтов", — объяснила мне Евгения Ивановна Фешина, инструктор лечебной физкультуры, проработавшая в интернате 30 лет. "Вы не смотрите, что они такие", — говорили мне учителя, у них все как у обычных детей — на переменах через прыгалку прыгают, многие занимаются плаванием, бегом. А в старших классах, как и положено, — дискотеки, школьные романы". Конечно, в том, что школа стала для детей вторым, а для некоторых и единственным родным домом, большая заслуга педагогического коллектива. Так считает и директор школы-интерната, заслуженный учитель Анатолий Степанович Кикалов. Хотя сами педагоги уточняют: если бы не директор, нашей школы давно бы не было. Чиновники и спонсоры здесь редкие гости, поэтому все держится на энтузиазме сотрудников. Если представить себе это учреждение без его основы — учителей, каждый день приходящих на работу, как домой, интернат превратится в обычное здание — старое и мало приспособленное для существования детей с ограниченными возможностями. В том, что абсолютно весь коллектив состоит из неравнодушных людей, можно было убедиться и на праздничной линейке. Тон задавал директор, удивительно, но практически всех детей он знает поименно. В этом году в школу пришло восемь новых учеников, их новая жизнь в дружной семье школы-интерната № 4 началась, как и у всех детей, с первого звонка. Уроки начнутся у детей только на следующий день, а 1 сентября школа встречала гостей — делегацию из США, из штата Техас.
|
Весь номер на одной странице
|