| К свежему номеру |
Маршруты областного имущества
Сергей ЛЮБИМОВ Волнующее умы, сердца и кошельки горожан повышение стоимости проезда в маршрутных такси является следствием целого ряда объективных и субъективных причин. Кроме инфляции как естественного стимулятора цен, на рост тарифов влияет высокая степень коррумпированности бизнеса в сфере пассажирских перевозок и постепенная монополизация рынка. С рынка пассажирских перевозок постепенно уходят муниципальные предприятия. При этом, если парк трамваев и троллейбусов сокращается постепенно, то автотранспортные предприятия находятся на пути к банкротству. В некоторых СПАТП процедура банкротства уже началась.
Аргументы транспортников вроде бы убедительны: ГУПы платят большие, по сравнению с частниками, налоги, так как последние "сидят на вмененке", кроме того, на ГУПах лежит основная нагрузка по перевозке льготников. Как известно, компенсации, выплачиваемые из бюджетов, не покрывают полностью выпадающих доходов по перевозке льготников. Тем не менее, почти во всем мире внутригородские пассажирские перевозки считаются доходным видом бизнеса. Саратов относится к числу немногих исключений. Для сравнения, в Ростове-на-Дону этот бизнес настолько эффективен, что в него не боятся вкладывать муниципальные деньги. В результате, 70 процентов городских автобусов принадлежат муниципалитету, и они приносят в бюджет стабильный доход. Но в Саратове своя специфика. Те же самые автобусы, которые столь неэффективно использовались в СПАТП, после приватизации предприятия и продажи их за бесценок в частные руки начинают приносить прибыль. Можно предположить, что, находясь в областной собственности, они тоже приносили прибыль. Но не в бюджет.
В общем, то, что возможно в Ростове-на-Дону, совершенно не действует в Саратове. Возможно, из-за разницы в климатических поясах, но скорее всего, из-за специфической кадровой политики. Дело, по-моему, в том, что, к счастью для ростовчан, соответствующие комитеты у них не возглавляли Геворг Джлавян и Евгений Усков. Благодаря мудрости руководителей министерства транспорта и дорожного строительства и комитета по управлению имуществом в разных стадиях банкротства находятся около десятка транспортных и дорожных предприятий области.
Существует апробированная схема банкротства транспортных предприятий. Сначала искусственно "выращивают" кредитора, то есть стороннее предприятие, которому специально не платят. Затем, когда долг возрастает до подходящих размеров, начинается процедура банкротства. При этом, если нет долгов по зарплате и пенсионному фонду, то в списке кредиторов первой очереди стоят искусственные кредиторы. Если после расплаты с ними останутся какие-либо средства, то они будут направлены на погашение долгов по налогам. Этот порядок претерпел изменения с изменившимся Законом "О банкротстве". Но процедура банкротства на большинстве транспортных предприятий началась еще в прошлом году и будет протекать в соответствии со старым законом. Таким образом, кредиторы первой очереди получат весь или почти весь долг засчет распродажи имущества предприятия. Сама распродажа тоже приносит много радости как покупателям, так и организаторам торгов.
Например, сейчас в стадии банкротства находится ГУП СПАТП-5, занимающее, на свою беду, удобное место в центральном районе (около Ильинской площади). Имущество предприятия пока находится в собственности правительства области. Среди прочего имущества за ГУП числится аккумуляторный цех площадью 0,008 га (остаточной стоимостью 1 тыс. руб.), центральный склад площадью 0,034 га (остаточная стоимость 32 тыс. руб.), подстанция с нулевой остаточной стоимостью. Специалистам из КУИ тут есть, над чем поработать. Тем более, что у руководства КУИ имеется весьма своеобразное представление об эффективности использования имущества, находящегося у них в оперативном управлении. Так, например, ООО "Картинг-центр" арендует у ГУП СПАТП-5 помещения общей площадью 1000 кв. метров. Договор аренды заключен 30 сентября 2004 года при участии КУИ. По этому договору ООО "Картинг-центр" перечисляет на расчетный счет КУИ арендную плату в размере 690 644 рубля в год. То есть аренда одного квадратного метра обходится коммерческой структуре примерно в 58 рублей в месяц. Если бы председатель КУИ Усков просмотрел рекламные газеты, то мог бы убедиться, что арендная плата занижена по сравнению с рыночной по крайней мере в 4 раза. Впрочем, можно предположить, что выгоду от дешевой аренды получает не только "Картинг-центр".
В аналогичной ситуации находится СПАТП-8. На территории этого предприятия располагаются шесть арендаторов, что, впрочем, тоже не спасло СПАТП от банкротства. Документы по оформлению в собственность участков земли, которые занимают оба СПАТП, уже находятся в соответствующих организациях.
Традиция бездумного отношения к управляемому имуществу существует в области уже давно. Чего стоит одна только сделка залога здания института "Гражданпроект". Ситуация, когда КУИ заложил имущество области в обеспечение кредита, выдаваемого банком "Экспресс-Волга" ЗАО ФК "Сокол", до сих пор не получила правовой оценки. С точки зрения экономики и здравого смысла, действия КУИ объяснить сложно. 30-миллионный кредит, взятый два года назад и уже на полтора года просроченный, рано или поздно придется отдавать. За это время долг изрядно возрос. Его даже частично не погасили из траншей, получаемых "Соколом" из областного бюджета.
На фоне перечисленных примеров история с приватизацией ГУП "Гараж" кажется вполне вписывающейся в общую систему. Когда-то "Саратовавтотранс" построил десять гаражей на улице Вольской для собственных нужд. Позже они были переданы КУИ и поступили в оперативное управление ГУП "Гараж". Сейчас у правительства Саратовской области имеется единый гараж, и надобности в ГУПе, в общем-то, нет. Поэтому приватизация ГУПа выглядит вполне логичной. Еще логичней она будет выглядеть, если учесть удобное расположение гаражей. Многие строительные фирмы желали бы получить там место под стройплощадку. По имеющимся данным, на это место претендует фирма "Шэлдом" и предприниматель Никитин, близкий к городской прокуратуре. В результате, 10 гаражных боксов остаточной стоимостью менее миллиона рублей будут проданы за 1,4 миллиона. На первый взгляд, сделка выгодная для областного бюджета. Однако фирма, выкупившая гаражи, сможет легко приватизировать под ними землю. А рыночная стоимость этого участка земли, по мнению экспертов, достигает шести миллионов рублей. Но Усков как бы не замечает "земельного" фактора и подкрепляет свою позицию тем, что продаются именно гаражи без земли. А по закону земельный и имущественный кадастры разделены. Определить же рыночную стоимость гаражей могли бы открытые торги, что тоже не противоречит закону. Но назначить их означало бы поступить не по-дружески к близким строительным фирмам.
Впрочем, точка зрения человека может сильно измениться в зависимости от того, занимает ли он чиновничье кресло или распоряжается собственным имуществом. Вряд ли кому-нибудь придет в голову продавать собственную квартиру по цене, определенной БТИ и без учета ее рыночной стоимости. Что же касается гаражей, то у Ускова вообще к ним отношение весьма специфическое. Являясь членом ГСК "Индуктор", он допустил задолженность по членским взносам свыше полутора тысяч рублей, в результате чего гараж правление опечатало. Оказывается, чтобы эффективно управлять имуществом, надо иметь не только желание.
Весь номер на одной странице
|