| К свежему номеру |
«Художества» новых собственников Дома
Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ Анна СКВОРЦОВА
С 22 ноября на входе в печально известный Дом художника на Московской, 125 дежурят «люди в черном». У жильцов и художников сотрудники ЧОПа спрашивают документы, а бывает что и провожают «до места следования». Пока охрана не собирается препятствовать художникам проникать в мастерские, но собственник здания «должен охранять свои объекты от бомжей, наркоманов и происшествий», в то же время, по словам жильцов, они не могут въехать во двор на машинах: охранники повесили на ворота свои замки.
По наблюдениям одного из неотселенных до сей поры жильцов злополучного Дома, Александра Кучерова, человек с автоматом впервые появился во дворе здания в прошлую субботу. Вскоре ему на смену подоспели несколько охранников ЧОП «Алмаз», по-хозяйски обосновавшихся в одной из пустующих на верхнем этаже художественных мастерских. С этого момента пройти в здание стало проблематично даже для законных обитателей Дома, которые сразу же были поставлены перед фактом ввода системы пропусков; пока, правда, в свою полную силу контрольно-пропускной пункт так и не заработал. Тем не менее, посторонних на территорию не пускают или пускают по настроению: так за воротами уже оставались несколько съемочных групп.
Дом на Московской был переведен в нежилое помещение с последующим расселением в 1992 году, но несколько жилищных сертификатов не дошли до адресата – эти люди уже 16 лет ждут нового жилья, причем они сами не знают, каким статусом они обладают. Они имеют прописку, оплачивают поступающие «жировки», но в приватизации им отказывают. Городской комитет по управлению имуществом отвечает жильцам, что оформить свои права они могут попробовать через суд.
Крутые перемены в судьбе Дома художника, к плачевному существованию которого не раз пытались привлечь внимание общественности публикации в местных СМИ, спровоцировало не что иное, как смена собственника. Мы уже писали о том, что в начале года права на здание по итогам проведенного аукциона получило некое ООО «Эльма» (к слову, пытаясь найти юридическую прописку этой организации, любознательные жильцы наткнулись на… музыкальный магазин). Недавно стало известно о смене собственника. Им стало ЗАО «Сарград». Именно по инициативе этой строительной фирмы обитатели творческих мастерских и квартир оказались под бдительным присмотром профессиональных охранников.
К слову сказать, в здании на Московской, 125 живут 6 семей и находятся 39 мастерских Саратовского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союза художников России».
Что касается жильцов, то их положение еще более зыбко. Вопрос о расселении существующих в здании на Московской квартир «Сарградом» пока не поднимался. Более того, руководство фирмы утверждает, что объектом совершенной им сделки являлись только площади мастерских.
Так что о ремонте здания речь не идет, поэтому непонятно, кто, а главное, откуда, должен изыскать несколько миллионов рублей, которые и позволят этому переезду с перевозкой сейфов, мебели и прочего скарба состояться.
На прошедшей 24 ноября пресс-конференции председатель СРО ВТООО «Союз художников России» Павел Маскаев объяснил, что часть здания, являющегося памятником истории и культуры и находящегося в муниципальной собственности, была продана на аукционе за 18,2 млн руб, а потом перепродана. Новый собственник приобрел строение вместе с условиями обременения: художникам фирма должна предоставить оборудованные помещения не менее 1 тыс. кв. м. Согласно ныне действующему Положению № 220 «Об индивидуальных творческих мастерских», утвержденному администрацией г. Саратова 11.07 1995 г.: «Индивидуальная творческая мастерская может быть изъята ... с предварительным предоставлением равноценного помещения и оплатой всех расходов, связанных с перевозкой имущества, находящегося в творческой студии, ремонтом, приспособлением и оборудованием студии в новом месте».
Куда же хотят выселить художников? «Сарград» предложил помещения на последнем этаже Губернского рынка. В этом бывшем заводском цехе, по словам Павла Маскаева, нет туалетов, нет перегородок, да и вообще отсутствуют какие-либо технические условия. Художники, несмотря на то, что многим по возрасту трудно будет подниматься на третий этаж сквозь «ряды колготок и нижнего белья», готовы сменить прописку, но только после того, как будет проведена реконструкция помещений согласно имеющемуся плану, под мастерские.
Граждане считают, что новые квартиры им должен предоставить новый собственник; таким образом уже был решен жилищный вопрос с обитателями некоторых квартир. В свою очередь, «Сарград», как следует из письменного ответа генерального директора фирмы на запрос депутата городской думы Николая Якимова, по условиям договора купли-продажи от 30 мая, приобрел только квадратные метры мастерских, остальные же площади (как раз те, на которые приходятся квартиры) входят в нежилой муниципальный фонд и «группа граждан использует нежилые помещения для жилья, не имея на то законных оснований». В то же время второй месяц в их квартиры приносят платежки за газ, где в графе «Плательщик» указано ЗАО «Сарград». В доме нет отопления, отсутствие которого жильцы объясняют политикой их выживания из помещений. Если это политика, то от нее страдают и художники: от холода сыреют холсты и работы портятся.
Граждане написали на имя прокурора области Обращение, в котором просят разобраться в ситуации. Художники сформировали инициативную группу, чтобы искать ответа у городской и областной властей, депутатов Государственной Думы.
Есть информация, что новый собственник намерен построить на месте памятника архитектуры пятизвездочную гостиницу. Ее ценой, по мнению художников, может быть утрата многовековых традиций саратовской художественной школы.
Весь номер на одной странице
|