| К свежему номеру |
Саратовское метро: грезы и слезы
29.09.2012
Виктория САТЧЕНКО
Кто о чем, а я – о наболевшем, имя которому – саратовский трамвай. Только побывав в других городах, причем, замечу, даже не обязательно странах, начинаешь по-настоящему понимать, ценить и в чем-то даже гордиться людьми, живущими с тобой рядом. Спустя много лет я неожиданно для себя поняла, что именно восхищает меня в саратовцах больше всего – разумеется, их долготерпение.
И все это предисловие относится именно к трамваю. Муниципальный электротранспорт в Саратове принято считать несамостоятельным и вымирающим видом пассажирских перевозок. Так к нему и относится городская власть – как к чему-то изжившему себя и городу абсолютно не нужному, которое не худо было бы при случае и упразднить. Как бы там ни было, а такие разговоры в свое время велись.
Администрация, конечно, может возразить, напомнив про закупленные несколько лет назад и торжественно пущенные на линию вагоны. Тогда прокатиться с фотографами на новеньком трамвае сподобилось даже первое лицо области, но, к сожалению, на общем облике подвижного состава, имеющегося в настоящий момент на балансе МУПП «Саргорэлектротранс», эта миссионерская акция особенно не сказалась. Не все горожане совершают свои поездки по 3-му маршруту, почему-то оказавшемуся в привилегированном положении, и чаще на улицах можно встретить привычное мелькание красно-белых, до безобразия изношенных, вагонов. Что если чиновникам как-нибудь взять и прокатиться на одном из них? Ну хотя бы в качестве нестандартного развлечения, источника ярких, незабываемых впечатлений?
Летом про такую поездку еще можно сказать: «куда ни шло, главное, что до места доехало». Зимой, особенно, в самые морозы, сложнее: хорошая продуваемость экологически чистого транспорта и отсутствие отопления в салоне создает иллюзию пребывания на улице, и облегчить поездку временно обездвиженным гражданам способно лишь тесное соседство одних пассажиров с другими. А ведь ремонт отопления в трамваях должен быть таким же естественным делом, как в квартире замена батарей в случае проблем с отоплением. А уж какое непередаваемое ощущение комфорта испытываешь, когда мерно раскачиваешься, сидя на грубой доске и облокачиваясь об нее же.
В зиме, правда, есть свои преимущества: благодаря одежде сидеть в трамваях зимой намного удобнее, чем в другое время года. Кто, интересно, не проклинал конструкторское бюро, выдумавшее столь аскетичный дизайн своих машин и тех, кто эти машины для города закупил? Хотя, наверное, власти знали, что делали: такой технике не страшны никакие вандалы, и уж она-то прослужит века. Наверное, справедливо и то, что отдельные категории граждан только таких трамваев и заслуживают. Но как же все остальные? Ведь не прекращающиеся пробки вынуждают саратовцев пользоваться электротранспортом все чаще и чаще.
Автора этих строк можно упрекнуть в отсутствии объективности и патриотических чувств по отношению к родному городу, но он все же рискнет поделиться своими ощущениями о том, что в соседнем Волгограде ситуация с сетью трамваев обстоит совсем иначе. Чувствуется, что эта отрасль городом любима и даже является предметом особой гордости. Подвижной состав местного МУП «Метроэлектротранс», по большей части, тоже не молодой, но содержится в таком образцовом порядке, что проехаться по городу в старом трамвайчике даже предпочтительнее, чем в новом. МУПП «Саратовгорэлектротранс» волен сколько
угодно кричать о том, что недополучает средств с пассажирских перевозок, однако их волгоградские коллеги, кажется, сумели разглядеть в палке ее второй конец: признаться, очень непривычно было наблюдать кондуктора в каждом из двух вагонов – взгляд скучал без саратовских экстремалок, в последний момент вспрыгивающих на подножку отправляющегося трамвая.
Какие же такие секреты о сохранении привлекательности, а, главное, жизнеспособности пассажирских перевозок электротранспортом знают волгоградцы? Их сети скоростных трамваев с подземными станциями метро уже много лет, однако идея продолжает оставаться на редкость актуальной. Пожалуй, только так и можно было защитить старый добрый трамвай от возрастающей с каждым годом конкуренции со стороны автобусов. Удачно и то, что трамвайные пути крайне редко соприкасаются с автомобильными дорогами, так что задержки нетехнического характера на пути следования трамвая почти исключены.
Саратовские трамваи всех этих преимуществ лишены. Хотя, казалось бы, что мешает Саратову от попыток реанимировать отрасль перейти к ее реформированию? Разве многострадальный саратовский трамвай не заслуживает того, чтобы стать комфортным и максимально удобным для своих пассажиров?
Весь номер на одной странице
|