"Газета "Богатей"
Официальный сайт

№ 15 (201) от 24.04.2003

Протухшие яблоки

Дата размещения на сайте: 14.09.2015

Анастасия ГУЛИНА

18 апреля в театре юного зрителя была представлена премьера "Наливные яблоки" по комедии Островского "Правда – хорошо, а счастье лучше" (режиссер А. Соловьев). Надо заметить, что в саратовском ТЮЗе этого русского драматурга любят: по его произведениям в театре уже существуют два спектакля, один из которых студенческий. Иногда, когда эти спектакли заявлены в репертуаре друг за другом, можно смело заявлять, что в ТЮЗе начинаются дни Островского. Как на советском телевидении случалась неделя итальянского или какого-либо другого кино. Еще надо заметить, что в ТЮЗе предпочитают ставить именно комедии Островского.

Надо заметить, что название спектакля себя оправдывает: о яблоках герои говорят много, возможно, даже больше, нежели о чем-то другом. К тому же яблоки на протяжении всего действия спектакля остаются лежать на сцене молчаливыми свидетелями происходящего. Яблоки, только яблоки. Не груши, не сливы, не соковыжималка и не сушилка для овощей и фруктов. Хотя, признаться, узреть последние два предмета на сцене было бы несколько странно. Итак, яблоки. Такое покорное ожидание фруктов будет оправдано: в конце спектакля их вынесут в зал, чтобы угостить зрителей. Также можно добавить, что все основные перипетии сюжета происходят именно в яблоневом саду, который и представлен на сцене в виде декораций Рябовой: сферические металлические конструкции скрыты бутафорскими листьями деревьев, которые благодаря своей ажурности рождают замечательную игру света. На сцене возникает ощущение настоящего солнечного дня в тенистом саду.

Правда, по большому счету, декорации – это единственное, что запоминается с хорошей стороны. В остальном же спектакль не вызывает восторженной реакции. Еще одним исключением можно назвать сцены с Силой Ерофеичем, роль которого прекрасно исполняет Григорий Цинман. Можно сказать, что именно благодаря Григорию Семеновичу получилась комедия, а не затянувшееся и скучное зрелище. Хотя можно еще отметить игру Алексея Чернышева в роли Платона Зыбкина. Персонаж Островского, всей душой радеющий за правду, превратился в порывистого молодого человека с пристрастием к высокопарным жестам и громким словам.

В целом же спектакль получился весьма затянутым. Прекрасно зная развязку сюжета, сложно было дождаться, когда же она произойдет на сцене. К тому же, есть опасение, что единственные, кто сейчас интересуется комедиями Островского, – школьники, изучающие их в рамках обязательной программы. Думается, что театр, не претендующий на актуальность, должен, по крайней мере, поставить спектакль по классической комедии таким образом, чтобы зритель действительно повеселился, а не скучал на протяжении почти трех часов.


Американскую молодёжь пора спасать

Дата размещения на сайте: 02.12.2015

Анна САФРОНОВА

Судя по этим двум фильмам, нигде молодежи не живется хуже, чем в Америке.

Начнем с фильма попроще, в котором претензий поменьше, то есть с «Черепов-2», снятом режиссером Джо Чеппелом. Прокатчики рекомендуют нам его как «самый сексуальный триллер года», но, как всегда, «зазывалка» коммерческая и к фильму никакого отношения не имеет. Уж насчет «сексуальности» точно. Для начала зрителю самым серьезным тоном сообщают, что вся Америка полна тайных обществ и среди выходцев из этих обществ – все видные деятели всех крупнейших национальных структур, более того, четырех президентов тоже не миновала чаша сия.

Однако для такой крупной заявки обставлено все как-то мелковато, в подозрительно-мистическом духе. Кандидатов в общество «Черепа» то укладывают в гробы, то ставят им клеймо на запястье, то заставляют бросаться с ножом на напарника. При этом лица у всех исполнителей не-подражаемо серьезные. Вот и главный герой на свою голову попал к «черепам», но, увы, под их мерки никак не подошел. А именно: не захотел сохранить в тайне убийство девушки, и, видите ли, желание справедливости победило в нем клановые интересы. Райн не очень убедительным способом добывает истинные анализы судебно-медицинской экспертизы, которые были сфальсифицированы. Таким образом, один из «черепов» отправляется на законный суд, а сама страшная организация, которая, как докопался тот же Райн, порезала кучу студентов, с миром отпускает борца за правду. Фильм смотрится как большая, то есть длинная и скучная фикция. Похоже, ни режиссер, ни авторы сценария так до конца и не решили, чем бы им испугать или удивить зрителя. Поэтому не испугали и не удивили.

Зато Ларри Кларк, режиссер фильма «Кен Парк» и испугал, и удивил. Испугал вот чем: оказывается, в Америке нет ни одной семьи, не страдающей садомазохистскими или другими извращениями. Вот папа-качок бьет по физиономии своего «неспортивного» сына, при этом сам никакими достоинствами, кроме мускульных, не обладает – лентяй, пьяница, да еще пытается трахнуть собственного спящего сына. Сексуально привлекательная мамаша в коротенькой юбочке, а отнюдь не в черном платье миди, из внешне вполне благополучной семьи спит с любовником своей юной дочурки, другой папаша разыгрывает обряд венчания со своей дочерью – она так похожа на покойную мать! – со всеми вытекающими последствиями. А вот и протест со стороны деток: кто-то пьет и курит «травку», кто-то устраивает групповой секс, кто-то зарезал бабушку и дедушку, но всех переплюнул Кен Парк – он просто пустил себе пулю в висок с таким счастливым видом, что сразу ясно: лучшей участи и придумать было нельзя. Возможно, режиссер действительно ориентировался на основные мотивы «Красоты по-американски», но раствор получился перенасыщенным, и оттого несъедобным.

Да, впечатление у зрителя может сложиться, мягко говоря, интересное: если молодые американцы как-то выживают в своей стране, то или благодаря нечеловеческому мужеству, или просто чудом.