"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 11 (241) от 25 марта 2004 года

ЖКХ на распутье

Дата размещения на сайте: 10.11.2014

В правительстве рассказали, как в области будут реформировать коммунальное хозяйство

Маргарита СПИРИЧЕВА

Проблемы

Есть такая присказка: мол, каждый человек сам себе врач, педагог и строитель: вылечиться от простуды - запросто, найти подход к ребёнку - нет проблем, подобрать москитные сетки для окон - нет ничего проще. В этих областях разбираются все. Этот ряд можно продолжить: ведь каждый на собственном опыте знает, что у нас не в порядке в жилищно-коммунальном хозяйстве. Однако если объединить все наши частные проблемы в общую картину, то увидим следующее.

Все многоэтажное жилье и связанные с ним коммуникации создавались в 60-е — 70-е годы. Модернизация этого хозяйства не проводилась. Зато не так давно появились новые объекты для заботы: с 1999 года на баланс жилищно-коммунального хозяйства было принято более 2,5 миллиона кв. метров жилья. В результате балансовая стоимость основных фондов жилищного хозяйства увеличилась на 24 процента и составляет сейчас около 40 млрд. рублей.

И все бы ничего, если бы за содержание этого миллиардного имущества не платили так мало. До 1999 года население оплачивало только 39 процентов коммунальных услуг. Сейчас — 88,3 процента. Из-за несвоевременного утверждения тарифов отрасль понесла потери в размере 2 млрд. 866 млн. руб. Огромный объем задолженностей накопился из-за невыполнения обязательств различных бюджетов: 2,66 млрд. рублей.

Из-за недостаточной теплоизоляции домов теряется ежегодно более 400 млн. рублей, в то время как недофинансирование капитального ремонта только в 2003 году составляет 150 млн. рублей. В итоге образовалось 272 тысячи кв. м аварийного жилья и 1 млн. 735 тыс. кв. м ветхого жилья, где живет более 96 тысяч человек. Другими словами, один раз нашли бы 150 миллионов, и вернули бы эту сумму менее чем за полгода. Увы, пока это нереально.

Кадровый вопрос как больной зуб. Специалисты стареют, молодежь в жилищно-коммунальную сферу не идет. Хамство и грубость процветают, особенно в среднем звене управления. Технические училища не знают, кто завтра будет востребован: сколько слесарей, сколько электриков, столяров или плотников им надо обучить. Средние и высшие учебные заведения готовят специалистов, но их мало заказывают. Одно неплохо: задолженность по заработной плате сократилась до одного месяца. Но при расчете зарплаты применяются низкие тарифные ставки: всего лишь 755 рублей для рабочего 1-го разряда, в то время как Госстрой рекомендовал 1151 рубль.

Что получается в итоге, мы все знаем: изношенные сети, морально устаревшее оборудование в котельных, разваливающееся лифтовое хозяйство, обветшавший жилой фонд.

Путь первый

Министерство энергетики предлагает основные положения преобразования коммунального хозяйства на среднесрочную перспективу. Ключевые задачи: внедрение рыночных механизмов управления жилищным фондом, финансовая стабилизация и оздоровление отрасли, социальная защита населения.

Реформа имущественных отношений предполагает создание конкурентной среды. Для этого предполагается акционировать предприятия коммунального хозяйства. Нужно вывести жилье, инфраструктуру и сетевое хозяйство из хозяйственного ведения или оперативного управления муниципальных организаций и передать их в ведение отраслевых структур коммунального хозяйства или комитета по управлению имуществом органов местного самоуправления. Которые и должны заключать договора с управляющими компаниями — частными или муниципальными — на конкурсной основе, не позднее декабря 2005 года. Это может быть как договор доверительного управления, так и договор возмездного оказания услуг, в том числе аренды и концессии — для привлечения дополнительных желающих в эту сферу. Впрочем, уже сейчас в коммунальных сетях работают частные компании.

Путь второй

Финансовая стабилизация будет обеспечена 100-процентной оплатой населением коммунальных услуг. Эта планка уже близка, но в министерстве оговариваются, что вместе с оплатой будут расти и субсидии. Кроме этого, в тарифах должна появиться инвестиционная составляющая. Также будет окончательно ликвидировано перекрестное субсидирование.

Для оптимизации и прозрачности расчетов целесообразно создать единый областной расчетно-кассовый центр с единой базой данных потребителей энергоресурсов и коммунальных услуг, получателей льгот и субсидий. В 2004 году надо провести аудиторскую экспертизу ЖКУ во всех муниципальных образованиях. Разработать механизмы контроля за финансовыми потоками в сфере ЖКХ на переходный период 2005-2006 года. Провести ревизию задолженности прошлых лет бюджета и бюджетных организаций, потом провести переговоры о реструктуризации задолженности. Если все сделать, то можно говорить о полном финансовом оздоровлении предприятий ЖКХ в течение года-двух.

Дорога третья, самая сложная

Тарифы — камень преткновения любой отрасли ЖКХ. Существующая система утверждения тарифов сложна и бестолкова. Тарифы на водоснабжение и водоотведение, например, регулируются министерством экономики области, а остальные — управлением регулирования тарифов, которое входит в министерство энергетики. Утвержденной единой методики формирования тарифов не существует. При этом действуют сложившиеся правила, которые применяются ко всем. На муниципальном уровне процесс утверждения тарифов для населения политизирован, и, как правило, не опускается на экономический уровень. Предлагается определить единый регулирующий орган в правительстве области, который будет устанавливать тарифы для всех. Кроме того, есть проблема и с нормативами потребления. Необходимо провести работы по научному обоснованию нормативов потребления с учетом территориальных особенностей и сложившейся практики.

Депутат областной думы Леонид Писной предложил еще более радикальный подход к тарифам. Во-первых, все жилищно-коммунальные услуги разделить на три части: основные коммунальные, основные жилищные и дополнительные жилищно-коммунальные услуги. Например, к жилищным услугам относится содержание жилья, капитальный ремонт (текущий ремонт с 1 января 2005 года подлежит дифференциации по группам домов), вывоз бытовых отходов и эксплуатация лифтов. Коммунальные услуги — это газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение холодной водой, канализация и горячее водоснабжение. К дополнительным относится вентиляция, принудительное кондиционирование, радио, телевидение, телефонизация, охрана. На основные услуги тарифы должны идти от региональной власти, нормы — от самоуправления.

Кроме того, он предложил перейти от установки предельного уровня тарифа для населения к полному или стопроцентному тарифу основных жилищно-коммунальных услуг. Для того, чтобы знать, сколько стоит их полный набор в каждом муниципальном образовании. Ведь везде сложились разные условия. Ну и, кроме тарифов для снабжающих организаций, есть еще тарифы для снабжаемого населения, которые устанавливают муниципалитеты. Но даже крупные муниципалитеты неспособны сформировать профессиональный тарифный орган или привлечь профессионалов, а значит, считают в правительстве, целесообразно передать функции регулирования коммунальной инфраструктуры организациям регионального уровня. Это даст большую обоснованность решений и позволит избежать бесконтрольного роста тарифов.

Тарифы неразрывно связаны с субсидиями. Сейчас субсидия предоставляется в безналичном виде как уменьшение платежа. Распределение субсидии происходит пропорционально платежам граждан. Скоро средства субсидий будут перечисляться на персонифицированные счета граждан, которые будут потом реально распоряжаться этими деньгами, расплачиваться за ЖКУ. На примере Маркса, где такой эксперимент уже проводится, уже можно сделать вывод, что эта система лучше существующего порядка. У населения повышается ответственность, так как задолженность по ЖКУ влечет приостановку выплат субсидий. Кроме того, может появиться конкуренция у продавцов твердого топлива и газа.

Придорожные камни

Однако все эти пути пока упираются в существующие противоречия. Например, в бюджете этого года впервые за много лет расходы на ТЭР совпали с доходами. Это на бумаге. А в действительности за последние два месяца платежи за ТЭР составили 50 процентов от объема потребления. Владимир Кайль, возглавляющий "Саратовские коммунальные системы", с удовольствием говорит о том, сколько им проинвестировано, но не упоминает, что у него нет договоров на поставку энергоносителей и что его услуги практически в два раза дороже, чем те, что оказываются сейчас. Павел Ворсунов, первый заместитель мэра и главный в городе по ЖКХ , в то время как и "Саратовэнерго", и "Саратовгазэнерго" (то есть все поставщики тепла) грозят отключениями из-за неплатежей, предпочитает говорить не об этом, а о желательности внедрить систему качества услуг жилищно-коммунального хозяйства. Интересно, что ему мешало это сделать раньше? Газовики же, послушав и Кайля, и Ворсунова, заявили, что могли бы обновить оборудование котельных, но при нынешних долгах об инвестициях говорить не приходится. Но при этом они не намерены уходить из котельных. В общем, не ЖКХ, а Лебедь, Рак и Щука.

Справка

Жилищный фонд на 2004 год составляет 460107 жилых домов, в том числе 21977 в муниципальной собственности, 6015 ведомственных, 606 ЖСК. 386507 домов, или 70 процентов жилищного фонда, — в частной собственности. Общая площадь жилого фонда составляет 55 млн.73 тыс. кв. м, на которых проживает 2 миллиона 700 тысяч человек. Средняя обеспеченность жильем — 20,9 кв. метра общей площади на человека.

Жилища области оборудованы водопроводом на 71 процент, канализацией — на 66 процентов, центральным отоплением — на 70, ваннами (душем) — на 59, газом — на 93, и горячим водоснабжением — на 56 процентов. Напольные электроплиты находятся всего в 1 проценте домов. 44 триллиона кубометров твердых бытовых отходов сваливается на 680 свалок. А ожидают нас 2022 кладбища.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=10112014130245&oldnumber=241