"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 16 (246) от 29 апреля 2004 года

Кризис саратовских дорог

Дата размещения на сайте: 21.09.2014

Маргарита СПИРИЧЕВА

Наши дороги - наша боль и боль наших гостей. Не то что ездить, даже ходить по нашим тротуарам неподготовленным людям сложно. Впору хоть сам бери в аренду экскаватор, асфальтоукладчик и прочую спецтехнику да принимайся за доброе дорожное дело. Недавно мне одна знакомая москвичка выговаривала свои свежие впечатления о наших дорогах. А в последнее время ситуация с дорогами ещё ухудшилась. На последнем заседании областной думы об этом много говорили.

Причины объективные

Денег в казне на дороги стало меньше. Во-первых, отменили целевые налоги, во-вторых, ликвидировали федеральный дорожный фонд. В результате, как докладывал депутатам областной министр транспорта Геворг Джлавян, установилась устойчивая тенденция к снижению объемов работ из-за того, что нет стабильных источников финансирования, особенно долгосрочных работ. Собственные налоговые поступления сократились в полтора раза, а поступления из федерального центра составили всего половину от затрат. Из-за отсутствия денег приостановились реконструкция и строительство дорог области. Всего за прошлый год ввели 72 километра новых дорог, отремонтировали 687 километров дорожного полотна и 917 километров мостов. Известно, что ежегодно изнашивается 1 сантиметр дорожного покрытия. А значит, дороги надо ремонтировать раз в 5 лет или ежегодно по 5000 километров (20 процентов от общей протяженности). Реально ремонтируется в 10 раз меньше. В результате период между ремонтом некоторых участков дорог составляет 30 лет. Можно себе представить, во что превращаются эти участки…

К увеличению износа дорог ведет и резкий рост парка машин. Хуже всего приходится муниципальным дорогам: основная часть автомобилей ездит все-таки в городах. А при потребности на их восстановление в 800–850 миллионов рублей в год область на эти цели выделяет всего 124 миллиона. Впрочем, и областным и федеральным дорогам приходится несладко. Федеральные дороги на свой баланс взяла Москва, но, например, в прошлом году все федеральные деньги были направлены на дорогу Чита — Хабаровск, а нам приходится ездить по тому, что имеем.

Причины традиционные

Впрочем, и когда деньги на дороги в области были, сильного улучшения мы не заметили. Как говорят специалисты, все дело в качестве используемых материалов и в технологиях. Долгое время у нас в области была установка, что использовать при строительстве дорог нужно местные материалы: свою щебенку, свой песок и т.п. Таким образом, поддерживая местного товаропроизводителя, мы копали яму местному автомобилисту. Потому что местные материалы для строительства дорог не годились — слишком мягки. Показатели качества местного щебня — 400 — 600 мегапаскалей, в то время как для качественного дорожного покрытия требуется 1200-1300 мегапаскалей. Оказывается, местные дорожники иногда просто закапывали деньги в землю, смешивая дорогие твердые гранитные фракции с дешевыми местными. Кроме того, большое значение для качества дороги имеет толщина укладываемого слоя щебня. К сожалению, зачастую толщина оказывалась неравномерной, что приводило к неравномерному покрытию асфальтобетоном, а значит, к различному износу дорожного полотна. Как говорят специалисты-дорожники, есть еще много нюансов, которые не соблюдаются при строительстве дорог. Например, свежеуложенный верхний слой не уплотняется постепенно, а, вопреки технологии, укатывается сразу 10-тонным катком.

Это относится и к ремонту, в том числе наиболее популярному — ямочному. Если посмотреть почти на любую дорогу, то она словно устлана заплатками. Правда, по технологии ямочный ремонт в последние несколько лет сильно продвинулся вперед. Никто уже не закладывает в ямы кирпич, а после специальной обработки дорожной фрезой в выемку заливается литой асфальтобетон. Но зачастую нарушается тепловой и температурный режим, что неминуемо сказывается на качестве "заплаты".

Причины субъективные

Впрочем, депутаты усмотрели еще одну причину плохого состояния дорог, возложив персональную ответственность на министра транспорта Джлавяна. И хотя в постановлении, принятом по этому поводу, формулировка была очень обтекаемая: "обратить внимание правительства области на неудовлетворительную организацию управления дорожно-строительным комплексом", на самом заседании депутаты высказывались более откровенно. Например, отмечено несоблюдение финансовой и бюджетной дисциплины: 175 объектов, которые финансировались из областного бюджета в прошлом году, "напрочь отсутствовали", как выразился депутат Писной, в списках сдачи выполненных работ. Кроме того, депутаты предъявляли претензии по 420 миллионам рублей, целевым субвенциям для дорожного фонда, выделяемым из федерального бюджета, которые прошли мимо областного бюджета. По закону эти средства необходимо "завести" в бюджет, то есть внести в него изменения. То есть Джлавян проигнорировал право областной думы распределять средства по объектам. В этом году в думу пришел законопроект по изменению областного бюджета, который не удовлетворил многих депутатов, поскольку деньги на строительство и ремонт дорог были распределены однобоко. Одни районы получали значительные суммы, другие — ничего. Именно поэтому правительство области отозвало документ.

Звучали и персональные упреки министру. Например, депутат Полещиков заявил, что Джлавян больше занимается собственной персоной, чем дорогами. А депутат Мальцев поинтересовался, сколько стоит и каков был тираж календариков, на которых был изображен Джлавян с подписью: "Мы сделаем Россию единой". На что Геворг Джалалович ответил, что это к делу не относится, сумм он не помнит, и пусть Мальцев пришлет депутатский запрос. Мальцев пообещал так и сделать.

— Дороги являются препятствием для заключения контрактов с другими регионами, — заявил депутат Тюхтин. — Это вопрос завтрашнего развития губернии. Разруха начинается в головах, и эту голову надо менять. Нам всем должно быть стыдно за то, что происходит в дорожном хозяйстве.

Что можно сделать

Хочется сделать многое, но не все в силах области. Например, звучало мнение, что нужно вводить новый дорожный налог, без этого наши дороги трудно будет восстановить. Желательно вернуть в область акцизы, которые могли бы стать надежной финансовой базой. Но все это в ведении федерации. Впрочем, подобные идеи есть и у других регионов. Неплохо бы активизировать работы по созданию Дорожного кодекса, и в меру сил областные депутаты намерены этому способствовать. Но кое-что можно сделать и самим. Например, изменить систему тендерных торгов, когда сначала ожидают поступления в бюджет денег на дорожные работы, и только потом проводят конкурс, в результате к работам выигравшая организация может приступить только в октябре, когда уже температура воздуха начинает мешать качеству работ. Можно списать пени по долгам, образовавшимся в результате взаимозачетов, и вообще реструктурировать задолженность дорожных хозяйств.

В областной думе почти месяц готовили депутатские слушания по состоянию дорожного хозяйства. Но правительство не внесло в думу областную целевую программу развития этой отрасли, которую бы могли обсуждать депутаты, поэтому слушания решили отложить до июня, а сейчас — просто принять постановление. В нем, в частности, настойчиво рекомендуется правительству области до 1 июня этого года разработать программу первоочередных мер по выводу дорожной отрасли из кризисного состояния, а до 1 сентября разработать проект областной целевой программы развития дорожного хозяйства до 2010 года. Кроме того, предложено изыскать не менее 200 миллионов рублей на содержание сети муниципальных дорог. Правда, Людмила Савочкина заявила, что она бы не доверила Джлавяну распоряжаться этой суммой — нужно обеспечить должный контроль.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=21092014014413&oldnumber=246