"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 24 (254) от 1 июля 2004 года

Проблемный праздник

В. ДЕМУТ

В минувший понедельник в Саратове открылся съезд православной молодежи. Проходил он традиционно-помпезно для такого рода мероприятий в театре оперы и балета. Название съезду дали тоже традиционно-помпезное: "Молодежь — за духовное здоровье России". Характерная слоганность названия подсказывает другие новомодные кричалки-сентенции: "Рок против наркотиков", "Молодое поколение выбирает…" и прочая, и прочая. Идея проведения в Саратове вселенского или, в крайнем случае, федерального съезда православной молодежи бродила в умах власть имущих довольно долго — года три-четыре. Препятствием в воплощении была арктическая прохладность в отношениях прежнего владыки (царствие ему небесное) с губернатором, постоянная реструктуризация духовно-политического ведомства областного правительства и просто текучка — создание этнически обособленных дружин по поддержанию правопорядка в этнографическом музее имени князя Потемкина на Соколовой горе и т.п.

Наконец-то давние планы реализовались. К сожалению, как часто бывает в случаях, когда чрезвычайно страстно чего-то хочется, воздушные замки и хоры стройные светил обратились суховатым протокольным мероприятием. Губернатор, правда, в своем приветствии съезду открыл участникам, что вышеозначенное мероприятие "является праздником для всей православной Руси". В связи с этим праздником возникает, однако, несколько вопросов. Во-первых, почему съезд собрался в конце июня, когда большинство молодежи, вне зависимости от конфессиональных предпочтений, или "свалило" экзамены в своих учебных заведениях, или готовится к вступительным экзаменам. Во-вторых, в "Обращении к молодому человеку", распространяемом на съезде, говорится: "Дорогой друг! К тебе обращаются участники съезда православной молодежи, твои сверстники…" На каких принципах образовались две эти совокупности — участников съезда и "дорогих друзей", в ходе съезда никак не пояснялось. Каков должен быть результат многотрудного и недешевого мероприятия, кроме прилива энтузиазма у "дорогих друзей", устроители тоже, видно, не подумали.

Можно приводить еще много явных недоработок и несуразностей в организации и проведении съезда, но самое огорчительное заключается в другом. К сожалению, в постсоветские времена церкви часто стала отводиться роль советской пионерии — придание умилительной торжественности светским мероприятиям. Светской власти все равно — красные ли галстуки или золоченые ризы, лишь бы все вокруг них вертелось.

В этой традиции заискивания перед властями предержащими — великая беда России. На самом-то деле церковь и несомая ей вера гораздо важнее любой власти. Церковь учит каждого человека тому, как осознать общественную систему ценностей. Церковь обеспечивает процессы социальной саморегуляции и позитивной динамики всего общества и каждого человека. Светская же власть решает отдельные проблемы в определенных ситуациях и, увы, далеко не всегда во благо общества. В этом смысле любой священник куда важнее губернатора, ведь священник приобщает людей к жизни в пространственно-временном мегаконтинууме, к жизни с Богом, а губернатор, в лучшем случае, обеспечивает сиюминутные интересы определенной социальной группы.

Если бы не прерывалась духовная преемственность в российском обществе, если бы тлетворные вихри революции не сгубили многие и многие души российских граждан, то вовсе не обязательно было бы постоянно реформировать власть. Было бы или нет разделение властей, остались бы советы с исполкомами или досужие политики придумали бы какие-нибудь новые ареопаги, курултаи или рейхстаги — все едино, страна и общество успешно бы развивались. При условии, конечно, непрерывной и неустанной деятельности церкви. Любые реформы и ухищрения, любые попытки укрепить государство и облагодетельствовать общество, не затрагивающие духовную сферу каждого человека, гражданина, обречены на провал. Не спасет рыночная экономика — в Эфиопии или Буркина-Фасо отродясь экономика рыночная, а жизнь людей — хуже скотской. Не спасут ожидаемые административная и муниципальные реформы — сколько их было и у нас, в России, и, например, в Сомали или Мозамбике. Пока люди не научатся вновь прислушиваться к совести, к Богу в своей душе, пока дух наш не укрепится верой, все реформы и экономические изыски будут совершенно напрасны.

Системный кризис в социальной жизни России очень глубоко и убедительно охарактеризовал один из самых именитых участников съезда — митрополит Смоленский и Калининградский высокопреосвященнейший Кирилл. Все беды России — от слабости духа россиян, считает владыка. В результате длительных социальных потрясений и массированной идеологической атаки бездуховных сил глобалистского характера россияне стали малодушными и утратили представление об истинных жизненных ценностях, тех идеалах, во имя которых человек живет и умирает. Не правы сейчас те, кто в своих суждениях обращается к советским временам как прообразу будущего. Коммунистическое счастье невозможно в принципе, поскольку невозможно дать каждому человеку по его потребностям, если эти потребности не определяются системой истинных ценностей, аккумулированных религией. Митрополит особо подчеркнул в своей пространной и поистине увлекательной речи, что преградой бездуховности некая отвлеченная вера в некое Высшее Существо вовсе не является. Большинство такого рода верующих живут так, как будто Бога нет. Для человека и общества важна религиозность, то есть, да простит автора владыка за вольную интерпретацию его мыслей, активное участие в процессах социальной саморегуляции. Религиозность — это и следование законам и догмам религии, и сила духа, горение, пассионарность. Все вместе это составляет то, что в психологии называют ценностно-мотивационным ядром личности. Имманентная религиозность в общественном аспекте делает отдельного человека и президентом, и губернатором, и прокурором для самого себя. Единая система ценностных координат и поведенческих принципов, заключенная в религии, постоянно и в соответствии с ситуацией каждого верующего транслируется Церковью. Именно этим обеспечивается нормальная жизнь людей, процветание государства. Власть светская в этом случае становится сферой обслуживания, коей и положено ей быть для людей. Времена стабильного развития и благополучия в любом государстве, Россия не исключение, сопровождались неким стушёвыванием, отступлением власти и активизацией вневластных способов воздействия на поведение людей. Даже в брежневские времена, пусть в карикатурном виде, такое перераспределение факторов управления и саморегуляции в обществе достаточно очевидно.

Между прочим, владыка Кирилл отметил, что расхожее сейчас мнение о переходе функций бывшей КПСС к Церкви неверно. КПСС была идеологизированной формой бездуховной и безбожной власти, Церковь же определяет не только субкультуру конкретного общества, но главной целью имеет воспитание религиозного образа жизни, столь благотворного для всего общества.

Очень много интересного было и в выступлениях других участников съезда — нашего епископа Лонгина, других архипастырей, хорошо знакомого саратовцам диакона Андрея Кураева, сотрудников различных синодальных отделов.

Очередное мероприятие из планов работы областного правительства проведено. Какая-то группа молодых людей получила подкрепление в вере, новые знания о ней. Несмотря на формалистский подход чиновников, можно признать, что съезд православной молодежи прошел не без пользы. Он подкрепляет общую тенденцию современного русского православия: переход от самоизоляции и обороны от недружелюбной светской власти к открытости и участию в социально-политических процессах современности. Дай Бог, чтобы это участие ширилось и становилось определяющим.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=30062004185754&oldnumber=254