"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 24 (254) от 1 июля 2004 года

Чем грозит доступное жилье

Маргарита СПИРИЧЕВА

Саратовцы получили разъяснения, чего бояться и чего ждать от пакета федеральных законов по формированию рынка доступного жилья, которые Госдума приняла в первом чтении, а 10 июля должна принять во втором. На специально созванном брифинге депутат областной думы Леонид Писной, проштудировавший все 27 законов, дал пояснения по каждому.

Наша газета уже, в общем, рассказывала об этом пакете законопроектов (см. № 21 этого года). Одна из главных задач пакета — после запуска этих законов наконец-то будут давать жилье бесплатно малоимущим. Правда, малоимущие — это не те, кто сейчас получает субсидию. Кому, когда и на каких основаниях будут даваться квартиры, опишет специальный областной закон, который еще предстоит разработать. На полученное таким образом жилье легче будет оформить субсидию, но его нельзя будет приватизировать. Нельзя будет приватизировать и служебные квартиры, и так называемое жилье специального назначения, например, переселенческий или маневренный фонд. К слову сказать, прозвучало утверждение, что остальные квартиры, полученные гражданами ранее, будут, как и прежде, подлежать приватизации, поэтому вроде бы не стоит торопиться. В связи с пересмотром принципов, по которым будет выделяться квартира, будет пересмотрена вся очередь. Но, как во всякой бочке меда, есть тут и деготь: снижается социальная норма гарантированной общей площади — с нынешних 18 до 15 кв. метров. Впрочем, установление этого показателя — прерогатива региона, и областная дума намерена отстоять существующие цифры. Кроме того, к неприятным неожиданностям нового Жилищного кодекса можно отнести положение, по которому станет возможным принудительное выселение из квартиры членов семьи, утративших родственные связи. То есть если супруги развелись, а квартира записана только на одного из них, то собственник сможет теперь легко выгнать бывшего супруга.

Теперь вас смогут выселить из единственного жилья, если оно приобретено по ипотеке, а за кредит вовремя не расплатились. Кроме того, если собственник жилья продает квартиру, а не все члены семьи дали согласие на сделку (например, находились в заключении или в армии), то они больше не могут оспорить сделку и претендовать на площадь, где были зарегистрированы. Но зато не будет требоваться согласие органов опеки на продажу квартиры, где зарегистрированы несовершеннолетние. Это должно упростить сделки.

Есть ряд финансовых облегчений. Во-первых, отменяется обязательное нотариальное заверение сделки ипотечного залога. Нотариусу приходилось платить 1,5 процента от суммы сделки, то есть за квартиру стоимостью в миллион — 15 тысяч. Теперь эту сделку можно будет заверять в регистрационной палате и платить фиксированный сбор в 400–800 рублей. Будет снижена госпошлина по различным сделкам по жилью: с 1,5 процента до 0,3 процента (но более 5000 рублей). Особенно это имеет значение для предприятий, использующих кредитные ресурсы. Отменяется налог на добавленную стоимость со сделок купли-продажи недвижимости. Это снизит число сделок долевого участия, которые являются очень рискованными для граждан, но зато позволяют уходить от НДС. Плюс упрощается порядок предоставления налоговых вычетов для приобретателей жилья. Вычеты теперь будут предоставляться не один раз в жизни, но и при улучшении жилищных условий на разницу в стоимости квартир, а также и на проценты по ипотечному кредиту.

Впрочем, и платить собственнику придется больше. Недвижимость будет оцениваться по рыночной стоимости, и ставка налога будет устанавливаться от 0,1 до 1 процента оценочной стоимости имущества. И, увы, резко возрастает налог на землю для дачных кооперативов. Предполагается установить нижнюю планку налога — 10 рублей с 1 квадратного метра. Если это будет так, то за 4 сотки за год придется платить 4000 рублей. Однако регионы надеются снизить эту планку до 2 рублей, иначе дачи останутся только в Москве, а в провинции мало кто сможет платить такой налог. Повышение земельного налога проводится и для застройщиков: вводится прогрессивная шкала его увеличения в зависимости от времени стройки — для исключения долгостроев. Правда, теперь для застройщика упрощается диалог с монополистами — поставщиками коммунальных услуг. Отменяются технические условия присоединения к сетям, вместо этого вводится фиксированный тариф на подключение. Таким образом, застройщик может планировать свои расходы, а коммунальщики — развивать свои сети за счет поступающих средств.

Кроме того, будет облегчен процесс регистрации объектов недвижимости, снижается число требуемых документов, и данные по всем объектам будут доступны любому гражданину по запросу. Государственная регистрация сделки будет гарантией того, что она не будет признана ничтожной. Теперь можно будет повысить стоимость земельного участка, если зарегистрировать его и проект как объект незавершенного строительства.

Увы, новый Жилищный кодекс не требует общего собрания для образования ТСЖ и одобряет их объединение, то есть фактически узаконит странную ситуацию с ТСЖ во Фрунзенском и Ленинском районах Саратова и в Энгельсе. Из законодательства исчезло понятие кондоминиума, то есть единого имущественного комплекса земли и сооружений на нем, хотя по Гражданскому кодексу землю теперь можно будет продать или заложить только совместно со строениями на ней, то есть понятие кондоминиума подразумевается. Но зато вводится понятие жилищно-накопительного кооператива, как альтернативы ипотеки, где гражданин за 5–7 лет может накопить денег на квартиру.

Это не все изменения, только самые существенные. По данным социологических опросов, 64 процента россиян нуждаются в улучшении жилищных условий, и 85 процентов россиян не устраивает то жилье, что у них есть. Вся проблема в том, получится ли у федеральной власти создать рынок доступного жилья. Прогнозируется, что ипотечный кредит будет выдаваться под 8 процентов годовых на 5 лет. Но дело не только в финансовых возможностях граждан. Существует проблема мощностей строительного комплекса. В Саратовской области осталось всего 35 процентов предприятий строительной индустрии от уровня 1989 года. И строители могут просто не потянуть платежеспособный спрос.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=30062004185821&oldnumber=254