"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 30 (260) от 20 августа 2004 г.

Пересечение миров

Александр ДАВИДЕНКО

Любят у нас создавать мифы и верить в них, даже если очевидна их несостоятельность. Любят раздавать награды и присуждать первые места, не обращая никакого внимания на отсутствие должного уровня у претендентов. Любят красивые девизы и звонкие лозунги, которые, по сути, оказываются мыльными пузырями. Но это наша российская забава, особенно если все это освящено руководством и вставлено в план.

Демонстрация одного из таких театрализованных действий была осуществлена в июне—июле в залах "Дома искусства и науки". Что за "Звезды над городом" были нам представлены? Заявлено, что это областная выставка работ художников — дипломантов фестиваля творческой молодежи. Если учесть, что некоторым победителям уже далеко за 30, то фрейдистская оговорка "творческой" имеет большое значение. Либо им не обидно номинироваться не в своей весовой категории, либо у нас в художественной среде слишком плохи дела с творчеством.

Но все-таки о самой выставке. Графические работы, которые встречают нас на первом этаже и на лестнице, довольно слабые, скорее ученические, с плохим ощущением пространства. Живописные холсты Е. Слыщенко говорят об отсутствии вдумчивой работы, или положительных результатов этой работы. Ее стихийный (без знания основополагающих принципов) "импрессионизм" представляет собой цветовую кашу, т.к. многоцветие не гармонизировано, а потому раздражает своей примитивностью. От отрицательных эмоций отдыхаешь, рассматривая пейзажи Т. Желниной, — они достаточно условны, полны экспрессии, дают простор фантазии, т.е. появляется желание подумать, а не просто умилиться, узнав изображаемое. Впрочем, с ее творчеством можно было достаточно полно познакомиться на проходившей этой весной персональной выставке.

И. Корчагин интересен и по манере, и по образному ряду, использованному как в графических листах, так и в работах, выполненных в смешанной технике. Прежде всего возникает ощущение нереальности происходящего. Будто художник находится в другом мире, населенном странными для человека, но вполне естественными для него существами. У них есть свои герои, святые и злодеи, живущие по иным законам, имеющие иную этику и иные представления о прекрасном. Но эти живописные фантазии естественны для мироощущения художника, чье подсознание создает непривычную драматургическую основу для возникающих сюжетов. Органы чувств людей слишком ограниченны для наблюдения за этим параллельным миром, хотя происходят и пересечения с ним. И. Корчагин, ощущая себя духовным наследником древней тюркской цивилизации, пытается изучить историю и культуру этого народа. Но история — лишь одно из увлечений И. Корчагина. Вторая страсть — энтомология. Это также проявляется не только в выбираемых художником сюжетах, но и в особом, "зоологическом" взгляде на окружающий мир. Он пытается стать частью крылатого, жужжащего, ползающего сообщества, наделяя его чувствами, мыслями, переживаниями. Его "зоологические" картины — это особый ракурс реального и выдуманного пространства, увиденного глазами насекомого.

Но если у И. Корчагина все это органично, то вызывают сожаление искусственные, натужные умствования С. Щурина, которому никак не удается перешагнуть через затянувшееся взросление и заняться серьезной живописью. Все эти игры с фактурой, замена глубокой содержательности на псевдофилософичность и словесную эквилибристику напоминают отчаянные попытки безбилетника вскочить в последний вагон уходящего поезда. Отголоски восточной теософии, славянофильства, бытового мистицизма, элементы русской сказки и дешевого дизайна использованы с перехлестом и слишком прямолинейно.

Работы Л. Маханьковой представляют собой упрощенный и огрубленный вариант живописи Т. Хахановой (нельзя же так дословно цитировать).

У Ю. Чернышевой две работы: хороший, крепкий декоративно-интерьерный натюрморт и довольно банальная, даже слащавая, "Богиня плодородия", хотя и "одетая" в прекрасный багет. Трудно что-то сказать об Т. Ощепковой (медали) и Т. Манжос (деревянная скульптура), т.к. их работы любопытны, но их слишком мало.

Вот такое грустное впечатление остается после осмотра выставки. Может быть, сам фестиваль не был достаточно хорошо организован, и слишком мало было привлечено участников (не хочется думать, что призовые места были распределены между заранее определенными номинантами)?

Любят у нас создавать мифы и верить в них, даже если очевидна их несостоятельность. Любят раздавать награды и присуждать первые места, не обращая никакого внимания на отсутствие должного уровня у претендентов. Любят красивые девизы и звонкие лозунги, которые, по сути, оказываются мыльными пузырями. Но это наша российская забава, особенно если все это освящено руководством и вставлено в план.

Демонстрация одного из таких театрализованных действий была осуществлена в июне—июле в залах "Дома искусства и науки". Что за "Звезды над городом" были нам представлены? Заявлено, что это областная выставка работ художников — дипломантов фестиваля творческой молодежи. Если учесть, что некоторым победителям уже далеко за 30, то фрейдистская оговорка "творческой" имеет большое значение. Либо им не обидно номинироваться не в своей весовой категории, либо у нас в художественной среде слишком плохи дела с творчеством.

Но все-таки о самой выставке. Графические работы, которые встречают нас на первом этаже и на лестнице, довольно слабые, скорее ученические, с плохим ощущением пространства. Живописные холсты Е. Слыщенко говорят об отсутствии вдумчивой работы, или положительных результатов этой работы. Ее стихийный (без знания основополагающих принципов) "импрессионизм" представляет собой цветовую кашу, т.к. многоцветие не гармонизировано, а потому раздражает своей примитивностью. От отрицательных эмоций отдыхаешь, рассматривая пейзажи Т. Желниной, — они достаточно условны, полны экспрессии, дают простор фантазии, т.е. появляется желание подумать, а не просто умилиться, узнав изображаемое. Впрочем, с ее творчеством можно было достаточно полно познакомиться на проходившей этой весной персональной выставке.

И. Корчагин интересен и по манере, и по образному ряду, использованному как в графических листах, так и в работах, выполненных в смешанной технике. Прежде всего возникает ощущение нереальности происходящего. Будто художник находится в другом мире, населенном странными для человека, но вполне естественными для него существами. У них есть свои герои, святые и злодеи, живущие по иным законам, имеющие иную этику и иные представления о прекрасном. Но эти живописные фантазии естественны для мироощущения художника, чье подсознание создает непривычную драматургическую основу для возникающих сюжетов. Органы чувств людей слишком ограниченны для наблюдения за этим параллельным миром, хотя происходят и пересечения с ним. И. Корчагин, ощущая себя духовным наследником древней тюркской цивилизации, пытается изучить историю и культуру этого народа. Но история — лишь одно из увлечений И. Корчагина. Вторая страсть — энтомология. Это также проявляется не только в выбираемых художником сюжетах, но и в особом, "зоологическом" взгляде на окружающий мир. Он пытается стать частью крылатого, жужжащего, ползающего сообщества, наделяя его чувствами, мыслями, переживаниями. Его "зоологические" картины — это особый ракурс реального и выдуманного пространства, увиденного глазами насекомого.

Но если у И. Корчагина все это органично, то вызывают сожаление искусственные, натужные умствования С. Щурина, которому никак не удается перешагнуть через затянувшееся взросление и заняться серьезной живописью. Все эти игры с фактурой, замена глубокой содержательности на псевдофилософичность и словесную эквилибристику напоминают отчаянные попытки безбилетника вскочить в последний вагон уходящего поезда. Отголоски восточной теософии, славянофильства, бытового мистицизма, элементы русской сказки и дешевого дизайна использованы с перехлестом и слишком прямолинейно.

Работы Л. Маханьковой представляют собой упрощенный и огрубленный вариант живописи Т. Хахановой (нельзя же так дословно цитировать).

У Ю. Чернышевой две работы: хороший, крепкий декоративно-интерьерный натюрморт и довольно банальная, даже слащавая, "Богиня плодородия", хотя и "одетая" в прекрасный багет. Трудно что-то сказать об Т. Ощепковой (медали) и Т. Манжос (деревянная скульптура), т.к. их работы любопытны, но их слишком мало.

Вот такое грустное впечатление остается после осмотра выставки. Может быть, сам фестиваль не был достаточно хорошо организован, и слишком мало было привлечено участников (не хочется думать, что призовые места были распределены между заранее определенными номинантами)?

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=20082004110313&oldnumber=260