"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 32 (262) от 2 сентября 2004 года

Сад-Огород

Вершки и корешки

Илья КИБКАЛО

Человека встречают, да и провожают, по одежке, иногда по уму, но поздно, редко и не туда. Культурные растения привечают по урожаю. Следуя поверхностности собственного восприятия, описанной в известной пословице, человек зачастую рассматривает растение как систему, акцентированную на предмете его вожделения (например, помидор — на плоде, морковь — на корнеплоде, картофель — на клубне и т. д.), забывая при этом, что растение, даже культурное, как и любой живой организм в биологическом смысле, выполняет совершенно определенные задачи, отличные от людских устремлений. Предмет наших забот — та самая заветная съедобная его часть, является лишь элементом в растительной системе, служит для поддержания функционирования других элементов и сама нуждается в их поддержке. Занимаясь возделыванием культур, мы должны четко представлять значимость для растения тех или иных его составляющих и, приноравливаясь к ней, использовать в своих интересах.

Сакраментальным, к примеру, является вопрос: что важнее и нужнее — "вершки" или "корешки", корни или ботва, подземная или надземная часть? И зачастую мы, как серое дремучее животное из известной сказки, неправильно ориентируемся в акцентах, расставленных самим растением.

Для начала разберемся — для чего же нашим зеленым подопечным нужно и то и другое. Всем известно, что почва является для растений питательным субстратом, а за извлечение из нее питательных веществ ответственны корни. Вроде бы все верно, но на самом деле в этом жизнеописании растения пропущено ключевое звено. Питательные вещества и вода из почвы поступают в надземную часть для обеспечения пресловутого процесса фотосинтеза — процесса образования органического вещества, строительного материала всего живого на планете Земля, под воздействием световой энергии солнца. Таким образом, в надземной части образуются пластические вещества, которые впоследствии распределяются по всему растительному организму и из которых выстраивается само растение, в том числе и корневая система. Так, мы наблюдаем как минимум два потока веществ в растении: раствора питательных веществ из корней в надземную часть и органических веществ, в том числе запасных, в обратном направлении. К сожалению, мы часто забываем это и обкрадываем корне- и клубнеплоды, излишне затеняя их или слишком рано избавляясь от ботвы (ведь "главная", по нашему разумению, часть находится в земле). Зато мы четко понимаем, что, чтобы корнеплод хорошо развивался, ему нужен плодородный и рыхлый слой почвы. Однако несколько забываем о корневой системе, как только речь заходит о растениях, формирующих съедобный для нас элемент на надземной части. Тут нам обычно бывает ясно, что нужно солнце (иначе, скажем, помидоры плохо спеют), но мы упускаем из виду, что для нормального развития вожделенного плода нужны комфортные условия и для корневой системы (например, аэрация путем рыхления на тяжелых почвах. Так, при достатке влаги лучше себя будут чувствовать растения томата на высоких грядках, где лучше проницаемость почвы воздухом, чем в канавках. Клетки, составляющие ткани подземной части растения, дышат, как и их надземные "коллеги", и так же нуждаются в кислороде. Растения, как и мы, дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый газ. Но говоря о газообмене растений с окружающей средой, мы не можем не вспомнить об упоминавшемся выше фотосинтезе. Параллельно с дыханием в зеленых частях растений в ходе этого основополагающего процесса идет поглощение углекислого газа и выделение кислорода. И в этом залог сохранения благоприятной для жизни на Земле атмосферы. Сразу приходит на ум штамп: "Леса — это легкие планеты". Хотя почему легкие? Ведь в отличие от этого органа газообмена, растения выделяют в большей степени кислород, являясь, таким образом, чем-то обратным.

Какие еще функции выполняют "вершки" и "корешки"? Зачем моркови — корнеплод, а картофелю — цветы? Порассуждаем об этом в следующий раз.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2092004092954&oldnumber=262