"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 41 (271) от 4 ноября 2004 г.

Три клина для трёх букв

Маргарита СПИРИЧЕВА

В правительстве области рассказали, каким бы хотелось видеть современное ЖКХ. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства подготовлена концепция развития отрасли. Помогала ее готовить известная московская структура "Институт города", которая занималась этим в разных регионах. Концепция уже прошла обсуждение в профессиональных и чиновничьих кругах, и министерство посчитало нужным до ее официального принятия ознакомить с ней население.

В ЖКХ за последние несколько лет назрела ситуация, которая не удовлетворяет ни потребителей услуг, ни производителей, ни государство. Качество услуг оставляет желать лучшего, стоимость их постоянно растет, при этом предприятия ЖКХ чаще всего работают в убыток. Все это, включая изменение федерального законодательства, заставило правительство разработать концепцию преобразования ЖКХ. Она включает в себя три блока. Во-первых, это новые взаимоотношения в сфере предоставления жилищных и коммунальных услуг, во-вторых, новые экономические условия, и, в-третьих, социальные гарантии. Теперь о каждом блоке поподробнее.

Собственность и управление

Для начала следует разделить жилищные и коммунальные услуги, которыми должны заниматься разные организации. Сейчас мы наблюдаем конфликт интересов: с точки зрения предоставления коммунальных услуг предприятия ЖКХ должны стремиться к получению прибыли, с точки зрения жилищных — минимизировать затраты в интересах жильцов. В результате выходит, что и прибыль никто не получает по большому счету, и интересы жильцов представлены не в полной мере. Концепция предлагает разные подходы к этим двум видам услуг.

Вся коммунальная инфраструктура (котельные, водозаборы, коммуникации, ЦТП, насосные) должна остаться в муниципальной собственности. Ведь создание населению нормальных условий проживания — прямая обязанность муниципалитетов. Не имея реальной собственности, делать это будет трудно. С другой стороны, практика показала, что ни муниципалитет, ни государство в целом не являются эффективными управленцами. Поэтому в сфере управления коммунальной инфраструктурой должна быть конкурентная среда. То есть муниципальное имущество должно передаваться в управление по результатам конкурса. Существует несколько вариантов такой сделки: доверительное управление, аренда и т.п. Наиболее оптимальна концессия, поскольку она подразумевает определенные капиталовложения. В Госдуме находится закон об инвестициях в жилищно-коммунальное хозяйство, где как раз и прописан механизм концессии.

В жилищных услугах основная проблема тоже лежит в сфере управления. Здесь основная задача — приблизить управление жилым фондом непосредственно к жителям. Существует три способа управления: муниципальное (МУ ДЕЗы), частные управляющие компании и самоуправление жильцов, называемое обычно ТСЖ. Чем дальше находится управляющая компания от жителей, тем меньше эффективность управления и тем меньше жильцы чувствуют, что ими кто-то занимается. Самой эффективной является та, которую выбирают сами жители, например ЖСК.

Тарифы и нормативы

Основная задача второго блока — создание прозрачных правил игры. Никто никогда не будет вкладывать средства туда, где взаимоотношения бизнеса и власти непрозрачны. Сейчас в ЖКХ условия весьма запутанные. Основная проблема — непонятно, кто отвечает за предоставление услуги. Мы должны прийти к такой системе отношений, которая привычна нам в других сферах. Когда вы приходите в магазин за колбасой, вас совершенно не интересует, какие проблемы у производителя, перевозчика и оптовика. Вас интересует качество товара. Некачественный товар — предъявляете претензии непосредственно продавцу. То же самое и в ЖКХ. За качество услуг должна отвечать управляющая компания. Ведь именно она от имени жильцов заключает договора и полностью за это отвечает. Но, чтобы эта схема работала, нужны понятные и определенные правила тарифного регулирования и реальная система норм и нормативов потребления тех или иных услуг, пока коммунальное хозяйство не перейдет полностью на точный учет потребления с помощью счетчиков. И тарифно-ценовое регулирование, и установка норм и нормативов остается функцией власти.

Льготы и субсидии

2005 — 2006 годы будут требовать от власти серьезных мер по защите населения. Как известно, со следующего года население будет оплачивать 100 процентов стоимости коммунальных и жилищных услуг. Но и здесь есть некоторые ограничения. Новый федеральный стандарт по оплате ЖКУ для Саратовской области утвержден в размере 27,6 рублей на квадратный метр в месяц, при том, что по России он составляет 31,9 рубля на метр. Впрочем, это среднее значение по области, и стандарт будет дифференцирован по муниципальным образованиям в зависимости от получаемого набора услуг. Этот стандарт важен для исчисления предельного уровня оплаты, который может позволить себе ваша семья. Уровень затрат на содержание квартиры или дома не должен превышать 22 процента от среднедушевого дохода. Иначе вы имеете право на получение субсидии. И теперь при исчислении субсидии имеет значение не средний прожиточный минимум на душу населения. Сейчас прожиточный минимум считается по социально-демографическим группам: к примеру, для пенсионеров и работающих минимум разный. И теперь нельзя будет получать льготу на субсидию: при начислении субсидии льгота будет обязательно учитываться.

Кроме этого, в следующем году нас ждет внедрение адресных субсидий: мы должны будем платить 100 процентов квартплаты и получать субсидию в виде денег на своем банковском счете. Сейчас такой эксперимент проходит в четырех муниципальных образованиях: в Балаково, Марксе, Энгельсе и Балашове. Но если кто захочет использовать субсидные деньги не по назначению, то лишится права на получение субсидии, которая не будет начисляться, если есть долги по ЖКУ. Такая система начисления субсидий должна поправить экономику производителей услуг. Дело в том, что сейчас муниципалитеты зачастую не спешат рассчитываться за население, образуя долги перед поставщиками услуг. Сейчас предприятия жилищно-коммунального хозяйства не получили по линии субсидий 217 миллионов рублей.

Замечания на полях

Заявлено, что основная задача концепции развития жилищно-коммунального хозяйства в нашей области — приход в эту сферу эффективных управленцев. По словам Дмитрия Федорова, первого заместителя министра строительства и ЖКХ, в Энгельсе успешно идет эксперимент по улучшению управления. И если стоимость содержания одного квадратного метра в МУ ДЕЗе составила 27 копеек, то в частных компаниях — 12-16 копеек. К тому же, МУ ДЕЗы вынуждены управлять огромным конгломератом зданий, в то время как частные компании, как правило, берутся за более локальные участки. Если они хотят работать честно. Ведь не секрет, что в жилищно-коммунальном секторе ходят большие деньги, и, при желании, здесь можно сделать приличное состояние, хотя и незаконными путями. Таким образом, основная проблема в контроле за деятельностью управляющих компаний. И тут камнем преткновения может стать патологическая пассивность населения, наше нежелание объединяться и совместно решать проблемы. Это помимо всяких юридических и административных проблем вроде трудностей с регистрацией кондоминиумов (совокупности дома и земли). Правда, проблемы есть только у "старых" муниципальных домов, все новостройки, как правило, при заселении сразу обзаводятся ТСЖ или ЖСК — теми же управляющими структурами. При этом, по данным областного министерства, в области приватизировано более 50 процентов жилья, и есть дома, в которых все квартиры имеют своих владельцев, а дом все равно считается муниципальным, поскольку не определен собственник общего имущества: лестниц, лифтов и т.п. Мне лично кажется, что, если управляющие структуры должны будут возникать на добровольной основе, то никакой революции в сфере ЖКХ не произойдет. Наша пассивность помешает. С другой стороны, если государство обяжет граждан объединяться в ТСЖ, то может снова повториться история Ленинского района. Куда ни кинь, всюду клин…

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=4112004114434&oldnumber=271