"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 42 (272) от 11 ноября 2004 года

Глядя из Саратова

Вражья дата

Владимир ГОРБАЧЁВ

Судя по содержанию программ ОРТ и РТР, идея переноса главного государственного праздника с 7 на 4 ноября перестала быть личным достоянием группы озабоченных депутатов, превратившись в часть общего плана реформ. Напомним, что предлагается отмечать годовщину изгнания польских отрядов из Кремля в 1612 году как день окончания Смутного времени и начала возрождения Российского государства. Большевистская же дата как начало новой смуты будет исключена из госреестра и переведена в разряд праздников чисто партийных.

На первом и втором каналах пропаганда нововведения идет с таким же напором, как и агитация за нашего кандидата Януковича в противовес беззаконному Ющенко. Можно ожидать появления в самое ближайшее время телефильмов (а возможно, даже сериалов) о гражданине Минине и юном, но сметливом Мише Романове. И напрасно историки указывают, что 4 ноября 1612 года Смута еще не закончилась, и намекают, что дата эта не оставила следа в народном сознании и потому для праздника не годится; напрасно недовольные указывают на более близкие события, случившиеся также в ноябре, — катастрофу наполеоновской армии на Березине 14 (26) ноября: если наш президент чего решил, то продавит обязательно.

Сказанное вовсе не означает, что автор выступает за сохранение 7 ноября как красной даты. Празднование годовщины большевистского переворота способствует сохранению в нашем общем сознании двух внешне противоречивых, но одинаково враждебных свободе и личности начал: торжества бунта и полного равенства, с одной стороны, и торжества государства, торжества бесправия, с другой. При этом отказ от празднования 7 ноября вовсе не означает отказ от прошлого, как утверждают лидеры КПРФ. Огромное значение русской революции 1917 — 1918 годов, ее влияние на весь ход мировой истории несомненны. Но если мы хотим хоть немного утвердить в нашем обществе начала свободы, уважения к гражданину и его правам, нам не следует радоваться торжеству насилия и подымать тосты за массовые казни.

Отказаться от государственного празднования 7 ноября следовало уже давно, в тот момент, когда общественное сознание было к этому готово в наибольшей степени: сразу после крушения власти КПСС, в 1991 году. Тогда не сделали, побоялись. Как не решилось ельцинское руководство начать реформу армии, судопроизводства, государственного управления. А теперь, когда общественное сознание, в согласии с законами истории, качнулось назад, к уютной государственной опеке над всеми и каждым, к равенству, — теперь поздно. Теперь следует ждать нового поворота в общественных настроениях и готовить этот поворот. Например, как готовят его власти Иркутска, — там как раз 4 ноября, когда в Думу был внесен "мининский" законопроект, был открыт памятник адмиралу Колчаку.

Можно отметить духовную близость между авторами "мининского" законопроекта и их оппонентами: не только месяц выбран тот же (это, наверное, чтобы народ не слишком раздражать), но и содержание похожее — избавление от врага. Только для большевиков врагами были "капиталисты и помещики", Керенский с Милюковым, а для нынешних единороссов — отряды короля Сигизмунда. Внутреннего врага хотят заменить на внешнего.

Сплотившись на короткое время в общем желании свергнуть опостылевшую коммунистическую номенклатуру, российское общество затем стало раскалываться, расходясь все сильнее. Преодолеть этот раскол, сплотить общество, причем не против какого-либо врага, а вокруг начал гражданской свободы и развития своей Родины — задача потруднее, чем удвоение ВВП и замирение Чечни. Ее не решить простой заменой дат.

Может, имеет смысл сделать главным праздником не победу над каким-либо супостатом, а приход в Россию свободы? Скажем, 19 февраля 1861 года. Либо 5 марта, когда царский манифест был опубликован. А там и февраль 1917 недалеко…

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=11112004094355&oldnumber=272