"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 42 (272) от 11 ноября 2004 года

Споры о школьной форме

Елена НАЛИМОВА

В конце октября в Саратовской губернской торгово-промышленной палате был организован круглый стол "По проблемам введения в области единой школьной формы". Депутаты областной думы, руководители профильных министерств и директора школ собрались, чтобы обсудить, нужна ли саратовским школам форма и насколько резонно придание инициативе по ее введению статуса закона.

Депутаты голосуют за форму

В этом году депутаты областной думы решили взяться за образование всерьез, уже запланировано несколько законодательных инициатив, направленных на введение в области новых компонентов государственных образовательных стандартов. Единая школьная форма — один из них. Подумали депутаты и о малоимущих семьях: правительству области предлагается заложить в бюджет сумму компенсации. Закон должен заработать с 1 сентября 2005 года, а если не все будет гладко, то годом позже.

По мнению внесшего законопроект на рассмотрение областной думы депутата Пожарова, обязательная школьная форма будет дисциплинировать учеников и положительно влиять на повышение эффективности образовательного процесса в целом. Согласно проекту, внешний вид форменной одежды будет утверждаться на нескольких уровнях: раз в пять лет областным министерством образования и, в обязательном порядке, руководством и попечительским советом каждой школы. Однако, далее, программа по введению новых образовательных стандартов вступает на почву предположений. Кто возьмет на себя реализацию задуманного? Взять на себя миссию по размещению заказов на изготовление формы и содействовать в ее реализации депутаты рекомендуют министерству образования, комитету промышленности, науки и технологии совместно с заинтересованными общественными организациями. Найдутся ли такие, пока неизвестно, а вот министерство уже высказало свое мнение.

Минобразования против

Специалисты областного министерства образования против самого принципа введения школьной формы как обязательного для исполнения образовательного стандарта. Анкетирование, проведенное среди педагогов, показывает: серьезных возражений против единой атрибутики нет, но нет и проблем в этой сфере.

В настоящее время, согласно закону "Об образовании в РФ", обязанности учащихся, в том числе и требования к внешнему виду, оговариваются в уставе каждой школы. В Саратове по пути внешнего единообразия пошли лицей № 2, православная гимназия, во многих школах действует универсальный принцип "белый верх, темный низ". Как правило, идеально справились с введением единой школьной формы престижные лицеи и гимназии, где дети боятся быть исключенными, а родители не ограничены в средствах.

Инициатива депутатов обещает педагогическим коллективам новые проблемы. Как реализуются подобные благие идеи, уже показал комплекс мер по обеспечению безопасности, когда финансовые и практические вопросы пришлось решать директорам школ на средства попечительских советов. Уже сейчас учителя предвидят, что обязательная школьная форма будет неоднозначно воспринята родителями учеников, причем как теми, кто вынужден одевать детей на китайских рынках, так и теми, кто не стеснен в средствах. Немало трудностей вызовут и практические моменты от сбора денег до закупки форменной одежды. Педагогические коллективы в очередной раз будут вынуждены заниматься не своим делом — вместо того, чтобы учить, займутся разработкой моделей одежды и сбором денег.

Необычно, но на этот раз чиновники не поддержали законодателей и заняли позицию педагогической общественности. Изучив ситуацию, в минобразования пришли к выводу: закон об обязательной школьной форме не может быть принят, пока не выработаны механизмы по его реализации. Решением проблемы, по мнению министерства, может стать принятие образовательных стандартов не на областном, а на федеральном уровне. Тогда и деньги будут другие, и структуры, от ведомств до производственников, будут действовать более крупные.

Спецодежда для школ

В прежние времена выяснять мнение народа о единых форменных стандартах было не принято. Родители покупали школьникам то, что предлагал "Детский мир", дети смиренно соглашались. Сейчас другие времена и другие, креативные, дети, которые знают все о моде и своих правах, их трудно заставить делать то, что сложно обосновать логически. Директор производственно-коммерческой фирмы "Виринея" Наталья Чемакина, принимавшая участие в заседании круглого стола в ТПП, рассказала о своем опыте. Она задалась целью выяснить, как представляют себе школьную форму наши дети, дав им возможность самим придумывать фасоны. Оказалось, все дело в элементах, аксессуарах и возможности комбинировать и экспериментировать, не отклоняясь от общего стиля. Это различные украшения и дополнения: шейные платки, ремешки, застежки-молнии, пуговицы и кнопки, кармашки для сотовых. Девочкам нравится возможность чередовать юбку и брюки, мальчикам по душе свободный, не стесняющий движения крой, все дети выбирают яркие эластичные ткани, "джинсу". К сожалению, такой школьной формы в Саратове не купишь. То, что предлагает большинство ателье, напоминает деловой костюм для взрослого человека: строгий пиджак, старомодная юбка "в складочку" или узкие брюки. Дети в такой одежде чувствуют себя скованно и неуютно.

Не последнее слово в реализации идеи о введении единой школьной одежды принадлежит производственникам. За то время, пока не выпускалась школьная форма, сменилось целое поколение швейников. Навыки утеряны, новые стандарты не выработаны, поменялись ткани, технологии, фасоны. Редким специалистам известны правила пошива школьной формы. Для изготовления такой спецодежды применяются особые технологии, используются специальные износостойкие ткани, правильная форма должна "расти" вместе с ребенком, потому что покупается не на один год. Идеальные ткани для формы — смесовые с полиэстером и эластаном, производятся даже специальные водо- и маслоотталкивающие варианты. Брюки и юбки из таких тканей легче стирать и чистить от уличной грязи, удобнее носить, не страшно испортить. Одна из особенностей идеальной школьной одежды — демократичная цена. Удешевить производство школьной формы могут только крупные заказы с четко отлаженной системой оплаты. Обшивать каждого ученика в отдельности невыгодно родителям и трудоемко для ателье, а значит, должны быть отработаны механизмы взаимодействия между школой и производством. Будут деньги — решатся вопросы закупки тканей, возникнет здоровая конкуренция, которая, со временем, определит лидеров школьной моды.

Прежде чем устанавливать обязательство, нужно четко представлять себе возможности его практической реализации, иначе благое начинание превратится в очередной фарс. Школы обязательно обратятся к такому образовательному стандарту, как единая форма, но вероятнее это произойдет тогда, когда других проблем не останется. Сейчас школа напоминает больного, которому в качестве лечения прописано нарядиться в яркую одежду. Любые "дополнительные стандарты" хороши, если они облегчают, а не затрудняют достижение главной цели.

А как за границей?

Во многих странах школьная форма — такой же привычный атрибут, как сумка и учебник. В израильских школах ученики носят майки с эмблемой школы, брюки и юбки при этом допускаются любые. У наших ближайших соседей, на Украине, школьная форма обходится родителям в среднем в 10 долларов. Можно приобрести весь костюм целиком или отдельно пиджак и несколько брюк или юбок.

В Канаде школьная форма — дорогое удовольствие, так как вещи с оригинальными школьными эмблемами продаются только в специальных магазинах и стоят в 2-3 раза дороже обычных. Дорогие частные школы сами продают форменную одежду, при этом регламентируется не только фасон пиджаков и брюк, но даже цвет носков. Свобода предоставляется только в выборе обуви. Родители учеников стараются приобретать две формы сразу, чтобы не возникало проблем со стиркой.

В английских школах форма — предмет особой гордости. В некоторых учебных заведениях традиция насчитывает сотни лет, внуки одеваются так же, как их бабушки и дедушки, учившиеся в той же школе. При этом свобода сведена к минимуму — форма включает в себя все, от плавок и носков до шарфа и ботинок, любые аксессуары запрещены. В Шотландии каждая школа имеет свой цвет и эмблему, ученики носят одинаковые джемпера и пиджаки, низ — юбка или брюки — должен быть однотонным или клетчатым. По типам клетки можно отличить учеников разных школ.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=11112004094653&oldnumber=272