"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 42 (272) от 11 ноября 2004 года

Загляни В Себя

Смотреть нельзя воспитывать?

Константин КРАШЕНИННИКОВ

Четыре кита влияния

По сути, существуют всего четыре источника влияния "вне семьи". Всего четыре, но роль их очень велика и неоднозначна. Это телевидение, компьютер, школа (детский сад) и общество сверстников. Причем, телевизор здесь стоит именно на первом месте.

Трудно представить сейчас нашим детям, пользующимся Интернетом, слушающим без регистрации радио онлайн, смотрящим кино в формате HD на больших экранах, что еще каких-нибудь полвека назад соседи собирались "на голубой огонек" в квартиру счастливого владельца, ну, скажем, полутрофейного "Ленинграда" ( кто теперь помнит такой телевизор?) с экраном размером в пачку сигарет — посмотреть вместе фильм или матч "СССР-Англия"… Попробуйте объяснить сыну или внуку, что такое линза с водой, надевавшаяся на телеприемник, чтобы немного увеличить изображение. Или что были трехцветные прозрачные целлулоидные накладки на экран.

Теперь дети начинают смотреть телевизор, да какой, еще во младенчестве, и, что важно, часто самостоятельно. При этом объем детского просмотра телепередач постоянно растет примерно до 11 лет. Затем он вплоть до 18 лет немного снижается (именно в 18, как считают ученые, устанавливается "взрослый" объем просмотра). Мальчики, как это ни покажется странным, смотрят телевизор в среднем больше девочек. Причем давно уже замечено, что объем просмотра больше в бедных слоях населения. Соответствуют ли реальности распространенные представления о том, что телевидение наносит вред познавательному, эмоциональному и социальному развитию детей?

Отличаются ли дети, имеющие доступ к телевидению, от тех, кто живет в отдаленных районах, где телевещание просто отсутствует? Такое исследование проводилось в Канаде. И результаты его стали поводом для беспокойства. В маленьком городке Нотел до того, как там появилось телевидение, дети демонстрировали более высокие результаты и в умении читать, и в творчестве. (Кстати, Notel — хорошее название для "города без TV"). Всего за несколько лет после внедрения в Нотеле телевидения тамошние дети снизили навыки чтения и возможности творчества до уровня своих сверстников из городов, где телевизоры были и до того! Дальше — больше, они стали менее коммуникативны, гораздо более агрессивны и стали проявлять ярко выраженные негативные стереотипы в отношении представителей другого пола. И мальчики, и девочки…

Разумеется, в умеренных дозах телевидение не притупляет психику детей и не ослабляет их социальное развитие. Напротив, оно само по себе — мощнейший фактор развития. Но — "в мирных целях"… Телевидение обладает и потенциалом разрушения, и потенциалом созидания. Все зависит от того, что смотрят дети, а также от их способностей понять и разобраться в том, что увидели, сделать выводы.

Даёшь телевизионную грамотность?

TV-грамотность — это способность понимать передачу информации на экране. Это и умение внутренне проработать содержание программы, чтобы воссоздать сюжет из последовательности действий, сцен. И интерпретировать форму сообщения — приближение и удаление кадров, их смену, затемнение, комбинированную съемку и компьютернyю графику, звуковые эффекты. А все это в разном возрасте очень разное, и через эти "ступеньки" в понимании не перескочить, не повредив ходу социализации.

До 8-9 лет дети воспринимают содержание программы "по кусочкам", фрагментарно. Их интересуют скорее масштабность, быстрая смена темпа, громкая музыка и голоса героев (этим, скорее, и можно объяснить большую терпимость детей к рекламе, чем у взрослых). Все это уводит детей от медленных сцен, в которых присутствуют спокойные "взрослые" диалоги. В силу этого дошкольники часто неспособны к воссозданию более-менее стройной причинной связи событий. Даже в возрасте 6 лет дети испытывают трудности в воспроизведении сюжета: они просто-напросто помнят действия, а не мотивы или цели, которыми руководствуются и к которым стремятся их любимые герои. Дети младше 7 лет, кроме того, не совсем понимают то, что природа телепередач — вымышленная, они часто верят в то, что герои существуют в реальной жизни и в ней придерживаются своих ролей. И хотя восьмилетние уже могут понимать, что передача — вымысел, они все еще способны воспринимать их как точное изображение обычных событий жизни. Понимание телепередач резко улучшается, начиная со среднего школьного возраста и в подростковый период. И, конечно же, дети склонны подражать запомненным действиям артиста или "мультяшки", если оценят их как приемлемые для себя и в целом положительные. Являются ли эти подражания полезными или же вредными, зависит, и значительно, именно от того, что детям разрешается смотреть по телевизору.

Телерецепты для родителей

Так или иначе, ребенок, общаясь со сверстниками, может "выпасть" из общего культурного контекста группы, если не продемонстрирует знаний о телепередачах, которые "в ходу" у сверстников. Что, говоря с социально-психологических позиций, в целом не слишком хорошо. Однако тут, как и везде, тоже своя диалектика, и нужна "золотая середина", а поэтому попытаемся охарактеризовать основные эффективные стратегии регулирования родителями просмотра детьми телепередач.

Создайте "рамки" для просмотра телевизора. Установите ясные правила, которые ограничивают ваших детей во времени у "ящика". Категорически нельзя использовать его в качестве "электронной няньки". Не повышайте его привлекательность, запрещая просмотр чего-либо в качестве наказания.

Поощряйте тот просмотр, который уместен. Пусть дети смотрят подходящие для них (по возрасту) информационные и социально направленные передачи. Без насилия (насколько это возможно) и без сексуального компонента.

Объясняйте детям телеинформацию. В силу тех особенностей детского восприятия, психики, что описаны выше, это просто необходимо. Не жалейте времени, смотрите телевизор вместе с детьми. И указывайте на те тонкости, которые они могут просто проглядеть, пропустить. Например, агрессивные антисоциальные мотивы преступников и неприятные последствия, с которыми они столкнутся после своих деяний. Объясняйте это ребенку! Давая оценку всему увиденному вместе с ним, вы вырабатываете у него положительные социальные представления, стереотипы отношения к плохому именно как к плохому. Критически обсуждайте с ним увиденное, пусть он привыкает также критически мыслить, не принимая все показанное ему по телевизору за чистую монету, за истину в последней инстанции. Тут ведь не только "реабилитироваться" перед сверстниками за незнание чего-либо из "телеарсенала", а и "блеснуть" можно! А уверенность в собственной позиции и в этом возрасте дорогого стоит!

Будьте для ребенка примером телезрителя. То, как сами родители смотрят телепередачи, как они на них реагируют, является моделью для ребенка. Избегайте и сами смотреть телевизор чрезмерно много, особенно те программы, которые детям не подходят. Пусть телевизор перестанет быть источником познания жизни "вне семьи"!

И, наконец, будьте просто авторитетным родителем. Доброта вместе с умеренными и рациональными, понятными и принимаемыми ребенком ограничениями — все это сделает детей лучше понимающими ваш контроль и одобряющими его. Включая запреты на просмотр телевизора. А что они, эти запреты, необходимы, объяснять иногда даже детям не приходится. Учитывая наше-то телевидение…

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=11112004094810&oldnumber=272