"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 47 (277) от 16 декабря 2004 года

Трибуна Обывателя

От реформы к реформе

Виктор СТЕПАНЫЧЕВ

Соседу моему Сергеичу в руки попал справочник сельского фельдшера. В нем вкратце были описаны все возможные болезни, а также способы их лечения. Сергеич с ходу определил у себя люмбаго, обостренное подагрой и ишиасом, и сам определил лечение: спиртовые компрессы на поясницу, а излишки пропитки -— внутрь. Но более всего соседа в справочнике заинтересовал раздел психиатрии. Он не только внимательно изучил душевные болезни, но и пошел дальше в плане медицинской науки. Наложив справочник фельдшера на реальную российскую действительность, открыл Сергеич новую болезнь: чиновничью реформоидальную паранойю на фоне вялотекущей амнезии.

Действительно, новейшая история России сплошь пронизана реформами. Создается впечатление, что попав в верхние эшелоны власти, человек заражается неким вирусом. Им начинают овладевать навязчивые бредовые идеи немедленного "до основанья, а затем..." Все рушится, направляется на новый путь, длительный срок копошится где-то в недрах аппарата, а потом успешно сходит на нет и забывается. Мы являлись свидетелями реформирования армии и правоохранительных органов, госаппарата, жилищно-коммунального хозяйства и Уголовно-процессуального кодекса. Армия значительно сократилась, милиция впечатляюще выросла, и обе силовые структуры влачат нищенское существование и плодят коррупцию. ЖКХ -— на грани окончательного развала и еще более бедное, чем силовые ведомства, и не менее лихоимное. Уголовный кодекс грозит пальчиком шалунам, ворующим миллиарды, и карает особо опасного преступника, укравшего у соседа козу. Лишь реформа госаппарата принесла видимые плоды — заоблачные зарплаты главным правительственным чиновникам.

Нынче добрались до высшего образования. Российское правительство озаботилось тем, что неправильная у нас высшая школа, курс обучения не тот и дипломы наши не признают во многих странах мира. И надо ввести систему образования по западному образу -— с бакалаврами, магистрами и обязательными кисточками на квадратных шапочках. Может, конечно, и отличаются курсы обучения в наших ВУЗах , но в какую сторону -— худшую или лучшую? Сорок процентов "яйцеголовых" в Силиконовой долине США, разрабатывающих программное обеспечение, продвигающих высокотехнологичные программы -— выпускники именно российской высшей школы. Как сообщил ректор МГУ, в университетах Соединенных Штатов высшую математику преподают исключительно профессора, закончившие московский госуниверситет. Это ли не реальный уровень нашего образования? И от того, что в дипломе будет написано, что обладатель его магистр или бакалавр, снобистское отношение Запада, первично -— к России и, как следствие, к нашей высшей школе, вряд ли изменится.

Мы уже проходили преобразования, реформы и реформочки средней школы. Детей отдавали учиться с шести лет, с семи, потом опять с шести, вводили "нулевые классы" в детских садах, ежегодно меняли программы и учебники. В результате получили... Да ничего не получили, а лишь, "углубив и перестроив", растрепали среднее образование, выросшее из русской классической гимназии. Правда, сегодня у кого-то из чиновников от образования проснулся разум. Прошла официальная информация, что в школу возвращается фундаментальный учебник алгебры Киселева (его "Арифметику" вернули чуть ранее), и это радует. Ведь именно по нему учились академики Капица и Сахаров и нынешний министр образования. Правда, придется переучивать молодых учителей, которые изучали и преподавали математику "некиселевскую". Если так пойдет, то скоро, глядишь, и "Физика" Перышкина в классы вернется, если очередная реформа не подоспеет.

Алгоритм проведения реформ в России, а точнее -— течение реформоидальной паранойи, обывателями изучен досконально. Громогласное объявление гладкой дороги к сияющим вершинам сменяется монотонным бормотанием о правильности выбранного пути; скоро оказывается, что есть определенные трудности, которые необходимо преодолеть; потом препятствия в виде отсутствия денег и реальных исполнителей становятся непреодолимыми; далее революция переходит в аморфное состояние и неспешно умирает.

Из последних примеров -— пенсионная реформа и замена льгот денежными компенсациями. Пенсионные преобразования, похоже, коснутся тех, кто сегодня еще не родился, — естественно, ввиду отсутствия денег. А замена льгот в самом разгаре. Федеральная власть продекларировала реформу и взяла на себя ответственность за малую толику льготников. Остальных ветеранов скинула в нищие регионы с недееспособным чиновничьим аппаратом. В результате, к примеру, в Саратовской губернии так до сих пор толком и не разобрались, кому платить компенсацию, в каких размерах и каким способом. Пенсионеры и ветераны выстаивают огромные очереди в собесах, думские избранники народа ищут и никак не могут найти деньги на выплаты, а саратовские чиновники не могут определиться, как эти ненайденные деньги донести до несосчитанного ветерана -— через Сбербанк или почту. Все по-нашему: хотелось как лучше...

А Сергеич продолжает изучать в справочнике фельдшера раздел психиатрии, потому что никак не может определить, за кого же держит государство и власть российская обывателя — за идиота, имбецила или дебила? Разница небольшая, но есть, потому и трудно разобраться.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=17122004095612&oldnumber=277