"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 47 (277) от 16 декабря 2004 года

Книжная Полка

Вода легче воздуха

Анна САФРОНОВА

Вышел одиннадцатый, “волжский", выпуск альманаха "Дирижабль". Альманах, пишет его главный редактор Евгений Стрелков, "возник в 1990 году в Нижнем Новгороде как объединение молодых литераторов и художников-графиков из Нижнего Новгорода, Москвы и Санкт-Петербурга. Девиз альманаха "...неспешно двигаясь в струях прозрачного воздуха", появившийся на титульном листе первого номера, говорит о том, что редакция, не касаясь вопросов политики, экономики и социологии, намерена отводить страницы издания для свободного творчества, не ограничиваясь в то же время рамками конкретного направления или стиля.

Борясь с искушением заговорить об очевидных достоинствах "Дирижабля", все-таки намекну, что некоторые тексты в альманахе не спасает даже концепция — по банальной причине их беспомощности. "Так, — озабоченно сказал Потеряев, — этому больше не наливать" (Сергей Тиханов, с. 8). У него же: "…и потом пили — долго и страшно" (с. 10). Да сколько же можно, господа, ездить на этой загнанной литературной лошадке? "Устал я писать. Лучше полежу почитаю" (Александр Гнутов, с. 73). Написал же ведь все-таки…

Дизайн альманаха заслуживает не меньшего внимания, чем то, что могут принести читателю неприкрашенные буковки. Описывать дизайн словами довольно-таки сложно, но вот пример: в "Дирижабле" есть простенький "Указатель" — фамилии авторов, номера страниц и есть "Содержание" — географическая карта городов-участников (Саратов, Чебоксары, СПб., Раненбург и др.) и одновременно это что-то вроде масштабной водопроводной схемы. Имеют место условные обозначения: "уплотнитель", "смеситель", "разделитель", "сифон" — такое вот оригинальное осмысление волжских культурных пространств.

Ведущая тема, понятно, вода — "звучит" в альманахе во всех возможных вариациях: скромные бытовые зарисовки, поэтические всплески, метафизические погружения, краеведческие изыскания и проч.

В этом выпуске альманаха самая представительная группа авторов (14!) — саратовцы (литераторы и художники), среди них Юрий Проскуряков, Алексей Александров, Борис Казимиров, Дина Гатина, Александр Романов , Михаил Ле Жень и другие. Самая объемная публикация этого выпуска — "Дорога в Африку" ("краеведческие записки") Игоря Сорокина, который является и одним из литературных редакторов "Дирижабля". Это текст-коллаж: проза, стихи, вольные исторические экскурсы, реальные фрагменты из "Писем к приятелю" Ивана Горизонтова и "Записок пятилетнего" Владимира Милашевского. Объединено все поэзией. Вообще, абстрактно рассуждая, если бы существовала ежегодная премия "За оптимизацию культурной жизни", то в Саратове ее точно получил бы Игорь Сорокин.

Очень симпатично реализован принцип "непредсказуемого автономного движения" на с. 66-67: "Дирижабль" представляет авторов молодого художественно-публицистического журнала "Квадратное колесо", единственного небюджетного независимого СМИ Республики Татарстан (главный редактор — Олеся Балтусова). Кстати, на сайте www.dirizhabl.sandy.ru можно не только ознакомиться с альманахом, но и услышать саунд-арт-проект Евгения Стрелкова "Сирены. Музыка водохранилищ". Еще один арт-проект Евгения Стрелкова — "Поворот рек" на с. 59-65 "волжского" "Дирижабля": грандиозная советская авантюра иронически "довоплощена" до полного абсурда. В целом, представление нынешних арт-проектов — бесспорное достоинство "Дирижабля".

Хочу пожелать альманаху сохранения самобытности в плавании как по воздуху, так и по водам, ведь количество "Дирижаблей" как-то подозрительно множится: есть молодежный "Дирижабль" в Оренбурге, интернет-"Дирижабль" с гороскопами, детский творческий "Дирижабль" в Иркутске, есть еще какие-то транспортные "Дирижабли"… Видимо, "Тоска по дирижаблю" (так называлось эссе Елены Соболевой, опубликованное в пятом выпуске) становится массовой.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=17122004100116&oldnumber=277