"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 47 (277) от 16 декабря 2004 года

ХудСовет

Песковское братство

Александр ДАВИДЕНКО

В выставочном зале Союза художников проходит ставшая уже традиционной экспозиция группы живописцев "Мы с Песковского". В Песковском переулке Саратова расположены старые мастерские, которые, похоже, доживают последние дни, так как на них неумолимо надвигаются новостройки, и эта выставка может оказаться последней, когда уверенная топографичность названия юридически верна.

А что же сама выставка? Здесь вы не встретите художников "большого стиля", их претензии гораздо скромнее, а живопись более камерная. Скорее всего, вас удивит живописная декоративность примитивистского толка Ф. Татару, которого нельзя не заметить, настолько интригующе звучат краски на его холстах. Огорчают представленные здесь далеко не лучшие работы Ю. Чернышовой. Но так как эта молодая художница подавала определенные надежды, то следует внимательнее присмотреться к ее новым холстам и вспомнить предыдущие. Она берется и за натюрморт, и за городской пейзаж, и пытается решать жанровые задачи. Реализация двух ее первых ипостасей достаточно интересна, декоративно-интерьерная манера формально напоминает рваную, мозаичную структуру картин А. Лентулова.

Большую часть времени на этой выставке, конечно же, надо уделить двум очень разным художникам. Это Н. Дубовов и В. Бадаква. Оба духовно тяготеют к традициям русской пейзажной живописи второй половины Х1Х века, хотя стилистически, своеобразием живописно-пластического языка, в значительной мере принадлежат ХХ веку.

В работах Н. Дубовова можно обнаружить как элементы бытописательства природы, так и попытки ее преображения и одухотворения. Характерным для его творчества является некоторая аналитичность восприятия, стремление к наибольшей овеществленности натуры, к максимальной предметной точности. Во многих пейзажах присутствует горьковатый привкус затаенной печали. "Весенний мотив" — этюд настроения, где большую часть холста занимают обобщенно изображенные деревья, светлой зеленью пробуждающие чувство радости и надежды. Легко прописанное небо не активно и лишь дополняет общее впечатление. Обидно, что деревянный дом, занимающий весь нижний правый угол, выполнен слишком зримо конкретно, с преувеличенным вниманием к деталям, что делает его чужим в этом поэтичном пейзаже. "Май" — замечательная вещица, где много воздуха и света, в котором растворяются конкретные формы деревьев, составляющих рощицу, и возникает ощущение легкости и весеннего пробуждения природы.

Наряду с очевидными удачами, чаще, чем хотелось бы, встречаются слабые и просто художественно безвкусные вещи. Таковы скучные пляжные виды, расхлябанный по цвету "Дом лесника" и несгармонизированный "Последний снежок", живописная поверхность которого распадается на три плохо согласованных между собой фрагмента. К сожалению, достоинства многих этюдов нивелируются, принимают натужный характер или исчезают вовсе при попытках перейти от малых форм к крупным произведениям. Слишком сосредоточенное наблюдение за прозаическими вещами становится излишне нарочитым, а потому лишенным эмоционального наполнения. Отображаемое носит характер сухого протокола, скучный бытовизм и надоедливая повествовательность кочуют из одной работы в другую, принимая различные сюжетные формы ("И было лето", "Старые вещи" и т.д.).

В. Бадаква — художник другого темперамента и мироощущения. Его творчество глубоко лирично, пронизано светлыми чувствами, а легкие, прозрачные, матовые краски очень хорошо отражают его собственный характер, простой, даже простодушный и очень открытый. Состояние тихого восторга и лучезарной благостности прочитывается во многих его пейзажах. Оптимистично в своем радостном настроении "Начало весны", написанное энергичными мазками и выдержанное в светлой тональности. Очень хороши этюды "Весенний мотив" и "Волга разлилась". В них нет преувеличенного внимания к частностям, отображается эмоциональное переживание определенной мелодии в натурных пейзажах. Чувство простора и некоторой эпичности вызывает очень поэтичный панорамный сельский пейзаж "Летний денек". Луговое разноцветье, серебристая речка, небольшой лесок в балке и взлетающие холмы с уходящими вдаль полями, темнеющие на горизонте ряды деревьев и высокое небо, покрытое сероватыми облаками — все это составляет лирико-патриотическое определение Родины. К счастью, здесь отсутствует и дидактичность, и слащавость, и дешевая политизированность, все написано очень тактично, искренно и просто, а потому воспринимается не как официальный гимн, а как задушевная песенная мелодия. Иногда композиционная фрагментарность и преувеличенный масштаб ни логически, ни эмоционально не соотносятся (в рамках художественности) с выбранным мотивом. Да и сами темы бывают не только мило-патриархальными, но и чересчур слащавыми, в них явно присутствует чрезмерная "умиленность" некоторой частностью, возводимой в разряд общего ("Весна в усадьбе", "Над Волгой").

В заключение хочется заметить, что наблюдается некоторое снижение требовательности к себе со стороны художников (не только участников этой выставки). Написание работ "для заработка" и "для творчества" размывает границу между ними в ущерб второму, в результате чего они приобретают исключительно "товарную" ценность. Может быть, мои слова прозвучат жестоко, но творчество — это своеобразное подвижничество, путь жертв и лишений, испытание длиною в жизнь, своего рода "житие художника Иова". Далеко не каждый выдерживает такое. Поэтому "много званых, но мало избранных".

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=17122004100245&oldnumber=277