"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 47 (277) от 16 декабря 2004 года

Сеть

Прикладное интернетоведение

Кирилл ПАНФИЛОВ

Юзабилити — достаточно модное сейчас слово в среде дизайнеров самых разных профилей, в том числе и среди веб-дизайнеров. Как обычно бывает, слово из профессиональной лексики постепенно переходит в общеупотребительную, если с явлением, которое оно обозначает, приходится сталкиваться многим. А так как многие студии, разрабатывающие сайты, уделяют грамотному юзабилити большое внимание, то и заказчикам сайта нелишне было бы знать, что это такое.

Итак, если говорить о создании сайтов, юзабилити — это наука и приемы создания такого сайта, который не только полезен, но при этом обладает продуманной навигацией, удобен в использовании, адекватно реагирует на ошибки посетителя, не содержит ошибок сам, достаточно быстро загружается с сервера и при этом привлекательно выглядит. Иными словами, сайта, на который хочется возвращаться еще и еще.

В Рунете есть несколько сайтов, посвященных этим проблемам: от серьезных проектов (например, usability.ru, разделов на сайтах exmachina.ru и report.ru) до любительских страничек вроде usability.by.ru, хоть и содержащих нужную информацию, но не следующих собственно правилам юзабилити.

Среди этих правил есть несколько, ориентируясь на которые, можно оценить, насколько грамотно сделан сайт, даже не владея веб-дизайнерской грамотой. Для этого достаточно открыть нужный сайт и задать себе несколько вопросов. Насколько быстро вы находите требуемую информацию на этом сайте? Удобно ли вам перемещаться по сайту? Можете ли вы с любой страницы попасть на главную и на несколько других? Насколько логично (по степени важности) расположена информация на любой странице, хорошо ли видны заголовки? Удобно ли работает поисковая система? Хорошо ли читается текст? Если вы не в первый раз на этом сайте, хорошо ли вы помните, как им пользоваться? Наконец, нравится ли вам этот сайт? Ответ на все эти вопросы должен быть положительным. Напротив, ответ на несколько следующих вопросов должен быть отрицательным. Много ли на сайте ненужных изображений, которые можно было бы со спокойной совестью заменить текстом или убрать совсем? Есть ли на нем орфографические и пунктуационные ошибки? Если вы отключили загрузку изображений и сценариев, корректно ли работает этот сайт? Долго ли вы ждете загрузки страниц? Выводы легко сделать самим. Если в первом случае перевешивают негативные ответы, а во втором — положительные, то сайт организован, мягко говоря, не очень хорошо, и вы вправе высказывать свои претензии его создателю.

Якоб Нильсен (его книга, посвященная правильной организации сайтов и переведенная на русский язык, называется "Веб-дизайн"), признанный специалист в этом вопросе, выделяет 5 основных качественных составляющих юзабилити: обучаемость (быстрая ориентация на незнакомом сайте), эффективность, запоминаемость, анализ ошибок пользователя при работе с сайтом и удовлетворенность. Тестировать нужно все пять. Другой теоретик юзабилити, Стивен Круг, высказывается категорично: "Не заставляйте меня думать" (так называется его известная книга): структуру сайта следует делать вообще интуитивно понятной. Очевидно, не стоит впадать в крайности, но заботиться о посетителе надо. Иначе он больше не придет на сайт.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=17122004100520&oldnumber=277