"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 4 (283) от 3 февраля 2005 года

Охрана частной жизни или ограничение права на информацию?

Александр КРУТОВ

Смыслом жизни главного героя киноленты "Ищу человека", вышедшей в начале 70-х годов, стала помощь гражданам в поиске потерянных в военное лихолетье близких людей. И сегодня, как и 30 лет назад, люди сталкиваются с необходимостью найти адрес нужного им человека. И до недавнего времени особых проблем здесь не существовало.

Еще в прошлом году любой саратовец за небольшую плату мог получить адресную справку на интересующее его лицо в областном адресном бюро (ОАБ). Однако, начиная с 11 января, выдача адресных справок частным лицам была прекращена. Отныне гражданин по предъявлению паспорта может получить справку лишь о своем собственном домашнем адресе. Подобные справки, как пояснила мне служащая бюро, нередко требуются для предоставления в суды, регистрирующие органы и т.п.

Что же касается отказа от прежнего вида услуг, то сегодня в зале для посетителей ОАБ висит объявление, объясняющее причину этого нововведения необходимостью охраны тайны частной жизни и ссылающееся на федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 года. Спрашивается: если данный закон и в самом деле относит адресные справки в разряд конфиденциальной информации, то почему он начал применяться лишь спустя 10 лет?

С этим вопросом я обратился к начальнику ОАБ Елене Кирилюк. Как рассказала Елена Владимировна, после новогодних каникул начальник отдела правового обеспечения и международных связей ГУВД области подполковник Татьяна Савкина в устной форме разъяснила Кирилюк, что отныне на основании статьи 11 упомянутого федерального закона "Об информации…" сотрудники ОАБ не вправе выдавать адресные справки частным лицам. Такое устное разъяснение было воспринято начальником ОАБ как руководство к действию. В результате, как призналась мне Елена Владимировна, она и ее подчиненные работают все последние дни "между молотом и наковальней". С одной стороны, нельзя ослушаться подполковника Савкину. С другой — почти каждый день в ОАБ происходят душераздирающие сцены с мольбами и слезами посетителей. Незадолго перед моим приходом Елена Владимировна утешала плачущую старушку, которой отказали в предоставлении адреса близкого ей человека. В результате задушевной беседы женщины пришли к компромиссу: Кирилюк пообещала бабушке написать адрес интересующего ее человека на конверте и опустить его в почтовый ящик после того, как старушка напишет и передаст ей адресованное этому человеку письмо.

Правда, по словам Кирилюк, по имеющейся у нее информации, приказ об ограничении предоставления адресных справок гражданам якобы уже подписан министром МВД и скоро должен поступить в Саратов. Но лично у меня есть основания сомневаться в том, что такой приказ министра существует. Дело в том, что в статье 11 федерального закона "Об информации…" однозначно говорится о том, что статус "персональных данных, относящихся к конфиденциальной информации" должен быть закреплен на уровне федерального закона. Никакого федерального закона, согласно которому адресные справки были бы признаны сведениями конфиденциального характера, насколько мне известно, пока что не принималось. В настоящее время главным подзаконным актом, содержащим перечень сведений конфиденциального характера, является Указ президента РФ № 188 от 6 марта 1997 года. В этом перечне к категории "персональных данных" человека отнесены "сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни человека, позволяющие идентифицировать его личность". Адрес к таковым по определению не относится. Иными словами, запрет на выдачу гражданам интересующих их адресов есть, на мой взгляд, не что иное, как попытка ограничить право граждан России на получение информации, гарантированное статьей 29 Конституции Российской Федерации.

Своим мнением по сложившейся ситуации мы попросили поделиться квалифицированных юристов.

Адрес не может быть тайной

Конституцией Российской Федерации и гражданским законодательством каждому гражданину гарантируется неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна. Однако сегодня нет общепринятого перечня тех сведений, которые бы бесспорно подпадали под указанные определения, а также законодательного акта, определяющего, как указанные сведения должны охраняться в тех случаях, когда к ним приковано внимание общества. Это касается личной жизни видных политиков, артистов, спортсменов и т.д. Одновременно наше законодательство определяет достаточно большое количество сведений, которые имеют прямое отношение к личной жизни каждого гражданина, но не могут составлять личную тайну. Например, данные паспорта, зарегистрированные объекты недвижимости и.т.д. С этой точки зрения действительно представляет интерес, можно ли адрес регистрации по месту жительства гражданина отнести к сведениям, которые составляют личную тайну гражданина, или указанные сведения могут быть предметом свободного информационного обмена.

Представляется, что адрес места жительства нельзя отнести к сведениям, составляющим личную или семейную тайну. И не только потому, что эти сведения зафиксированы в паспорте гражданина, который является документом, удостоверяющим личность и предъявляется во всех случаях, когда в этом возникает необходимость. Это вытекает из того, что адрес — это государственная регистрация места нахождения гражданина или места нахождения объекта недвижимости. Любая государственная регистрация должна быть открытой и доступной каждому, как это, например, зафиксировано в федеральном законе о регистрации прав на недвижимое имущество. Поэтому ограничение доступа граждан к информации о регистрации конкретного гражданина по месту жительства является нарушением права граждан на получение информации, но не может быть мерой охраны личной жизни гражданина.

Александр НИКИТИН, председатель СПЦ "Солидарность"

Адрес может рассматриваться как сведения о частной жизни

В Указе президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" в качестве конфиденциальных сведений указаны сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

Согласно ст.11 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24 "Об информации, информатизации и защите информации", персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации. Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.

Согласно ст. 2 этого закона, информация о гражданах (персональные данные) — это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Таким образом, адрес гражданина может рассматриваться как сведения об обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющих идентифицировать его личность.

Прокуратурой области опрошена начальник отдела правового обеспечения ГУВД области Т.В. Савкина, которая пояснила, что не давала указаний по прекращению выдачи справок из областного адресно-справочного бюро при ГУВД области.

Андрей САВИН,

прокурор отдела по надзору за законностью правовых актов и исполнением законов в социальной сфере прокуратуры Саратовской области

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=4022005130805&oldnumber=283