"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 4 (283) от 3 февраля 2005 года

Мусорная тема

Елена НАЛИМОВА

Вместе с развитием цивилизации растут и горы вырабатываемого ею мусора. Человечество впервые серьезно столкнулось с проблемой трудноуничтожаемого мусора — ядерных и химических отходов. Впрочем, в обычном бытовом мусоре тоже можно обнаружить многие созданные изощренной технической мыслью вещи, ранее неизвестные природе — батарейки, люминесцентные лампы, всевозможную технику. Да что говорить о сложных приборах, если природа не знает, как "переварить" даже обычную пластиковую упаковку от йогурта. А как обстоит мусорное дело в Саратове? Не затопят ли наш город со временем горы твердых и потоки жидких отходов? Как в нашем городе можно законным образом избавиться от старого холодильника или стиральной машины?

Частники здесь не возят

В городе работают несколько муниципальных учреждений по уборке города. Самым крупным городским предприятием является МУП "Спецавтохозяйство по уборке города", которое обслуживает Октябрьский, Волжский и Кировский районы, а также осуществляет утилизацию ТБО на принадлежащем городу единственном лицензированном полигоне на Гуселке-2. В Ленинском районе мусор вывозит также муниципальное учреждение "Жилкоммунтехника", а в Заводском — ООО “Прометей”, созданное на базе бывшего МУПа. Во Фрунзенском вывоз твердых бытовых отходов находится в ведении ТСЖ. Частных компаний, специализирующихся на регулярном вывозе ТБО, в Саратове очень мало. Вопрос упирается в технику: для того, чтобы не возить и не сдавать на полигон воздух, что слишком дорого, необходимы специальные мусоровозы, утрамбовывающие мусор. Современные модели мусоровозов оснащены гидравлическим прессом, работающим с коэффициентом 2, то есть уменьшающим объем мусора в два раза. Самый большой парк мусоровозов в 80 машин принадлежит спецАТХ. Пополнение парка — самая большая статья расходов. В муниципальных предприятиях оно производится за счет городского бюджета, в ставку оплаты для населения эти расходы не закладываются, отсюда низкая цена и отсутствие конкуренции — при такой бюджетной поддержке ни одна частная компания всерьез конкурировать с городскими предприятиями не может. Тем не менее, председатель городского комитета ЖКХ Андрей Куликов сообщил, что примеры сотрудничества районных администраций с частными фирмами, занимающимися вывозом мусора, есть, но они настолько незначительны, что назвать конкретные факты он не решился.

Крупные отходы — крупные проблемы

Частники занимают свою нишу — осуществляют вывоз строительного мусора и КГО — крупногабаритных отходов. Их услугами пользуются в тех случаях, когда нужна срочность и работа крана. Например, если нужно освободить от мусора строительную площадку, убрать с дороги покореженный кузов машины. Стоит такая услуга недешево: заказчику приходится оплачивать работу нескольких единиц техники большого тоннажа. Например, вывоз кузова легкового автомобиля обойдется в среднем в 3, 5 тыс руб. Та же операция у городских служб стоит значительно дешевле — 1 тыс. руб, за счет дешевой рабочей силы. Машину в этом случае погрузят не краном, а голыми руками, поэтому и возможности МУПов не безграничны.

Дело в том, что КГО не являются специализацией муниципальных предприятий. К крупногабаритным отходам относится вышедшая из употребления техника — холодильники, газовые плиты, старая мебель, отъездившие свой срок автомобили, а также строительный мусор, например бой кирпича, способный за счет большого веса привести в негодность мусоровоз, предназначенный для бытовых отходов. Раньше такой мусор входил в общее понятие "твердые бытовые отходы", и проблем с его вывозом было значительно меньше. Происходило это еще и по той причине, что народ неохотно расставался с крупными вещами, чаще всего их увозили на дачу или раздавали родственниками.

Последние 15 лет ознаменовались настоящим бумом крупногабаритных отходов, от отжившей техники до крупной тары, но технологии систематического вывоза и утилизации КГО разработаны не были. Такой мусор накапливается даже во дворах многоквартирных домов значительно медленнее, а гонять по району КАМАЗ из-за одного — двух холодильников и диванов в день невыгодно.

Одним из прогрессивных решений являются контейнеровозы — специальный съемный контейнер оставляется в местах расположения мусорных баков и может копить крупный мусор по несколько недель, после чего он снова водружается на контейнеровоз и увозится на полигон. На такую технологию уже перешли в нескольких районах Санкт-Петербурга. А в Великом Новгороде пошли другим путем — к каждой контейнерной площадке во дворах был пристроен небольшой отсек для складирования крупного мусора. Раз в месяц специальная машина его очищает. Дополнительная услуга входит в ставку оплаты за вывоз мусора.

В Саратове все нововведения по вывозу КГО упираются в одну особенность нашего городского хозяйства — все шишки за мусор во дворах и на улицах достаются не тем, кто его выносит. Установить виновника не представляется возможным. Регулярно проводятся рейды, и одиноко стоящий на обочине дороги холодильник, попавшийся на глаза мэру или председателю комитета ЖКХ, может стоить работникам соответствующего МУПа должности. Поэтому любой крупногабаритный хлам, выставленный на всеобщее обозрение, обязательно будет убран, причем бесплатно, зачем же платить?

Человеческий фактор

Неприятно, но приходится признать — не каждый российский город может похвастаться такими недисциплинированными жителями. Мусор в Саратове принято выбрасывать рядом с контейнером, около подъезда, офиса, под окнами жилых домов, у обочин дорог. То здесь, то там образуются стихийные свалки, особенно этим славится частный сектор. Закон требует, чтобы частные домовладельцы заключали с компаниями отдельный договор, но жителям таких домов намного проще донести мусорное ведро до ближайших мусорных баков, оплачиваемых жильцами соседней многоэтажки. Некоторые поступают еще проще — выбрасывают мусор на обочину, зная, что рано или поздно его все равно уберут мусорщики или службы благоустройства. Практически так же "сознательно" ведут себя организации и ЧП. В настоящее время в законодательстве не предусмотрены рычаги воздействия на таких неплательщиков. А рычаг здесь может быть только один: если каждый будет знать, сколько и за что платит, вряд ли кому-то захочется оплачивать чужой мусор, и защищать неприкосновенность "своих" мусорных контейнеров будут сами жильцы.

Человеческий фактор отчасти влияет и на работу предприятий, следящих за чистотой городских улиц и дворов. По словам директора МУП "Спецавтохозяйство по уборке города" Марата Ниязова, многие проблемы проистекают из несогласованности в работе служб. За чистоту дворов, а также контейнерных площадок отвечают дворники МУДЕЗов; всем известно, что получают они гроши, на эти гроши и выглядят наши дворы. Проезжая часть и тротуары находятся в ведении муниципальных предприятий по благоустройству и частных компаний, работающих по договору с администрациями районов. Каждая сторона четко знает границы своей территории: дворники метут кучи мусора к проезжей части, оттуда он попадает к контейнерным площадкам, но убирать их некому, мусорщики отвечают только за сами контейнеры, дворники же уверены, что здесь начинается зона ответственности СпецАТХ. Вносят хаос в круговорот городского мусора и бомжи — они вынимают и заботливо раскладывают вокруг баков то, что им не подошло. Выход из сложившегося положения может быть в объединении полномочий по поддержанию чистоты во дворах и на улицах в руках предприятий, осуществляющих вывоз мусора. Но все проблемы это не решит, заметных перемен к лучшему можно ожидать только тогда, когда реальная цена вывоза и утилизации продуктов жизнедеятельности города будут фигурировать не только в отчетах городской администрации, но и в платежках жильцов, договорах частных предпринимателей и крупных организаций. А до тех пор, пока мы будем считать мусор не своим делом, а заботой мифического "ответственного лица", он так и будет лежать в наших дворах.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=4022005131316&oldnumber=283