"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 4 (283) от 3 февраля 2005 года

ХудСовет

Кино как жизнь

Ирина КАБАНОВА

На прошлой неделе в Доме кино открылся фестиваль французских фильмов, организованный французским культурным центром в Саратове, с этого года переименованным во Французский Альянс. Зрителям были представлены картины-лауреаты Каннского кинофестиваля 2002 года, однако речь не о знаменитых режиссерах и актерах и не об игровом кино.

Это так называемое "кино не для всех". Сегодняшняя традиция французского кинематографа диктует принцип "кино как жизнь", главной отличительной чертой которого является документальность. Конечно, есть сценарий и актеры, но при этом создается ощущение, что здесь не играют ролей — здесь жизнь, как она есть. Действующие лица — обычные люди, совсем не красавцы, со своими недостатками, переживаниями, со своей жизнью, которая не праздник вовсе, а конвейер, как в работе режиссера Жюли Лопес Курваль "Морской берег" или в картине Бенедикт Льенар "Часть неба". В этих фильмах мало текста — молчание передает гораздо больше, — но много чувств, как правило, смутных, не подходящих под конкретные определения и штампы, зато подтверждающих жизненность происходящего на экране. В центре — взаимоотношения людей, но в большей степени — отношения человека с самим собой, его внутренние ощущения относительно себя в окружающих обстоятельствах, будь то семья ("Морской берег"), профсоюзная борьба или женская колония ("Часть неба"). Характерны операторские работы: камера подолгу задерживается на лицах, на людях, сидящих в одной и той же позе — статика дает повод к размышлению. И размышления приводят к выводу, что человек, по сути, одинок, несмотря на многолюдность вокруг. Каждый борется в одиночку. А собраться с силами и изменить то, что тебя не устраивает, оказывается очень трудно.

Два последних фильма, "17 раз Сесиль Кассар" Кристофа Оноре и "Вспомнить о красивых вещах" Забу Брейтман, явили зрителю глубокую психологическую драму. Сесиль Кассар, потерявшая любимого мужа и пытающаяся научиться жить заново, Клэр с болезнью Альцгеймера, стремительно теряющая рассудок, но отчаянно цепляющаяся за любовь, подаренную ей судьбой, — женщины вне времени, вне социума, вне повседневности. Перед их борьбой с роком, их моральной силой меркнет все вокруг, они находят свое решение, как жить, если жизнь кончена. Фильмы отличаются необыкновенно сильными актерскими работами, глубиной драматизма, который достигается не банальным потоком слез, а тяжестью повисающих пауз, отчаянием во взглядах, горечью улыбок там, где, казалось бы, надо рыдать. Все это — новое французское кино, делающее ставку на человека, слабое и вместе с тем сильное существо в этом печальном мире.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=4022005131456&oldnumber=283