"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 8 (287) от 3 марта 2005 года

Александр Михайлов: “Социализм в нашей медицине закончился”

Елена НАЛИМОВА

В прошлом номере "Богатея" мы рассмотрели перспективы грядущей реформы здравоохранения. Но уже сегодня многие вынуждены сталкиваться с переменами, произошедшими в работе городских медицинских учреждений. О сути эти перемен, а также о самом наболевшем — платных и бесплатных услугах рассказывает председатель городского комитета здравоохранения Александр МИХАЙЛОВ.

— Александр Викторович, какие преобразования произошли в городской системе здравоохранения в этом году, и что нам следует от них ожидать?

— Перемены, действительно, весьма заметные — только сейчас, спустя десять лет, мы начинаем выполнять Закон РФ "Об обязательном медицинском страховании". Нашей области и городу "повезло" — реализация нового 122-го закона, закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и 95-го федерального закона о разграничении полномочий совпали со временем выполнения закона 10-летней давности о медстраховании, требования которого на всей территории РФ не выполняли только мы и Чечня. В нашей ситуации за это следует сказать "спасибо" одному человеку — врачу и вице-губернатору Владимиру Марону. Именно он настаивал на том, что платить за неработающее население должны мэры городов, тогда как во всех других регионах выплаты санкционировались постановлениями губернаторов. Но теперь торжества закона дождались и в Саратовской области. Естественно, это настоящая революция — в сознании врачей, пациентов и методах руководства лечебными учреждениями. Требуются новые формы труда, новые штатные расписания, новые подходы к работе. Уже сегодня мы вынуждены констатировать, что за два месяца этого года поликлиники города едва заработали себе на заработную плату. У руководителей медучреждений среднего и высшего звена будет тяжелый период адаптации. Если раньше главные врачи могли иметь в штатах номинальные должности, на которых можно было просто "числиться", то сейчас городской бюджет не будет обеспечивать того, кто просто просиживает свое кресло. Все сведется к простой формуле: "обслужил больного — получил деньги". Кроме того, будет иметь значение, насколько качественное медицинское обслуживание получил конкретный пациент и грамотно ли были оформлены документы. Думаю, что и граждане, и врачи осознают важность такого документа, как медицинский полис.

— А каким образом будет осуществляться контроль над качеством медицинского обслуживания в городских поликлиниках и больницах?

— А никакой дополнительный контроль и не нужен. Каждый голубой медицинский полис — это деньги, которые пациент может отнести в любую поликлинику. Естественно, он предпочтет ту, где обслуживание на более высоком уровне. Уже начиная с этого года, медучреждения будут по-настоящему драться за больных. Правда, медицинский полис пока не будет полностью возмещать затраты на лечение. Для того, чтобы обеспечить программу госгарантий, значительной доли средств (около 30 процентов) будет не хватать, и, думаю, количество жалоб от населения, значительно не уменьшится. Но если до 2005 года денег по медицинскому полису хватало на обеспечение лишь 10-20 процентов от общих затрат на лечение, сейчас эта цифра вырастет до 70-75 процентов.

— Где же корень финансовых проблем, и можно ли повлиять на эту ситуацию?

— Если посмотреть, как решают эту проблему другие регионы, получится вот какая картина. В "богатых" областях гражданин вместе с полисом приносит в больницу больше денег, соответственно, варьируется и стоимость лечения. Поэтому, например, пациентам московских муниципальных больниц нет необходимости доплачивать за лечение. У нас, к сожалению, за средства, приходящие по полису медицинского страхования, провести лечение в полном объеме невозможно. Хромает экономика региона, отсюда — недостаточно высокие тарифы на обеспечение программы госгарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи. У этой проблемы есть два пути решения: просить субвенций из федерального фонда обязательного медстрахования или урезать программу госгарантий на региональном уровне, то есть, сократив количество услуг, оказываемых населению бесплатно, тем самым увеличить финансирование оставшихся и сделать их по-настоящему бесплатными. Подобное решение приняли в Самаре, сделав планку программы госгарантий ниже установленной постановлением правительства РФ. Самарские законодатели пошли даже на то, что утвердили собственные областные стандарты оказания медицинской помощи. Все эти меры позволили региональному здравоохранению "уложиться" в имеющееся финансирование. Саратовская областная дума тоже может помочь нуждающимся в бесплатной медицинской помощи за счет тех, кто в состоянии оплатить свое лечение, — отделив плановую медицинскую помощь от экстренной и т.п. Это было бы честно, надо только объяснить людям, для чего нужны такие меры. А пока приходится закрывать глаза на платные медицинские услуги, потому что бороться с поборами в лечебных учреждениях, существующих на грани бедности, крайне сложно.

— Но существующая система, при которой каждый врач может сослаться на "недофинансирование", — благодатная почва для махинаций, не так ли?

— К сожалению, да — пока есть юридические и экономические пробелы, будут возникать Остапы Бендеры. Если государство недофинансирует на 25 процентов, то они под маркой дефицита средств будут требовать доплаты 50 процентов и более. Естественно, городская администрация и комитет здравоохранения тщательно отслеживают эту ситуацию, существуют специальные комиссии, не последнюю роль играет работа с жалобами населения.

— Многим пациентам городских медучреждений время от времени приходится слышать такую фразу: "на бесплатные услуги очередь уже сформирована на месяц вперед, поэтому или ждите, или платите". Может ли больной проверить подобные сведения?

— Существует законодательство, где четко определено, какие медицинские услуги могут оказываться на платной и какие — на бесплатной основе. Бесплатными являются все виды помощи, входящие в программу госгарантий, принятую на федеральном и территориальном уровнях. Но есть несколько "но". При наличии государственных гарантий практически не существует стандартов качества оказания медицинской помощи. Они должны декларироваться государством, но до сих пор правительство РФ предоставило регионам стандарты только по очень ограниченному количеству заболеваний. Министерство здравоохранения и социального развития РФ обещает довести список государственных медицинских стандартов до 80 процентов от числа заболеваний к декабрю этого года, после чего областному министерству предстоит адаптировать стандарты, принятые на федеральном уровне, для Саратовской области и создать местные медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи. Тогда каждый житель области будет знать, на что он может рассчитывать по закону и что должен оплатить из собственного кармана. Причем в стандартах будет регламентировано все до мелочей: сколько врачей должно участвовать в операции, какие медикаменты могут использоваться в лечении, какие диагностические процедуры должны быть в обязательном порядке и многое другое. Но одно могу сказать наверняка — стандарты будут очень скромными, а за разницу придется платить. А пока все основывается на осторожности и интуиции главных врачей — "накажут за "дополнительные услуги" или нет?". Пока стандарты не разработаны, могу посоветовать пациентам внимательнее читать объявления, вывешенные в каждой поликлинике, больнице около регистратуры, в них указывается перечень платных и бесплатных услуг.

— А как быть в случаях, когда в поликлиниках областной подведомственности бесплатно обслуживаются только больные из районов области, а городским пациентам предлагают оплатить медицинские услуги, ссылаясь на различное бюджетное финансирование?

— Над таким явлением можно только посмеяться — это абсолютно незаконно, и если подобный факт на территории города будет подтвержден, я сразу, как глава городского здравоохранения, обращусь в антимонопольный комитет. Для меня это непонятная ситуация. Объяснить ее можно только остатками былого противостояния между городом и областью. В последний год ситуация сильно изменилась, и медучреждения начали бороться за больных, к нам постоянно приходят петиции из областных больниц с просьбой предоставить городских пациентов. Для врачей должен представлять интерес только один факт — с полисом пришел человек или нет, все остальное незаконно. К тому же, надо понимать, что треть бюджета каждой областной больницы — это наши саратовские деньги и мы такие же жители области, как пациенты из Маркса или Балаково.

— Если реальное исполнение закона об ОМС началось в нашей области только спустя 10 лет, значит, реализации реформы здравоохранения, которая несравнимо больше нормативных актов, нам придется ждать не раньше, чем лет через 20-30?

— Все зависит только от политической воли власти — какое мнение о реформе сформирует губернатор и с его посыла — главы муниципальных образований, так и будет проходить ее реализация. Любой закон, дает регионам пространство для самостоятельных действий. Реформа может дать хороший толчок для здравоохранения — если раньше нас и образование пытались держать в социализме, тогда как другие отрасли давно живут в капитализме, то после реформирования все, наконец, встанет на свои места.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=3032005101038&oldnumber=287