"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 8 (287) от 3 марта 2005 года

Невесёлое кино

Появятся ли в Саратове современные кинотеатры

Константин КРАШЕНИННИКОВ

Еще два десятка лет назад житель Саратова, по крайней мере, центральной его части, выйдя из дома, мог быть уверенным, что достигнет ближайшего кинотеатра максимум за двадцать-тридцать минут прогулочным шагом. Многие могли сказать, что у них кино буквально во дворе.

"Золотой век" кинопроката

Размещались центральные кинотеатры часто в старых и совсем старых зданиях ("Ударник", "Маяк", "Центральный", "Искра", "Рабочий", "Красный Октябрь"). Старшее поколение кинозрителей, приходя в "Пионер", вспоминало, что этот кинотеатр перестроен из католического храма. По советским (и саратовским) меркам, относительно новыми были здания кинотеатров послевоенной постройки ("Победа"). И совсем уж новыми были "Экран", "Красноармеец", "Комсомолец"… На проспекте Кирова, в глубине дворов и в Липках были старые летние кинотеатры, так, без затей, и называвшиеся "Летний". В последнем крыша появилась лишь после того, как он полностью сгорел (но был восстановлен!). Многие из кинозалов находились в домах культуры различных учреждений и ведомств. Свои кинозалы были в клубе практически каждого крупного завода.

В кино зрителя ждали зачастую фанерные кресла, томатный и березовый соки, мороженое в буфете, документальный "Киножурнал" перед демонстрацией художественного фильма. Аппаратура везде была одного порядка. Например, в Саратове, в отличие от многих других больших городов СССР, никогда не было модных в свое время стереокинотеатров.

Сам фильм, ради которого зритель шел в кинотеатр, был в девяноста случаях из ста отечественным. Остаток состоял из фильмов стран социалистического содружества, реже — из индийских, арабских лент, реже можно было посмотреть "западный" фильм, как правило, бичующий пороки того же Запада. Например, английский фильм "О, счастливчик!" с Малколмом Макдауэлом или французский с Аленом Делоном. Среди западных лент преобладали французские комедии. Многим памятна поистине дикая давка у касс "Победы" в середине семидесятых, когда была сделана попытка показать американский фильм "Подонки" (в нашем прокате, по тогдашней традиции, переименованный в "Рожденные неприкаянными"). Огромные очереди вырастали у касс во время показа "фестивальных" фильмов.

За приобщение к киноискусству зритель отдавал деньги, которые сегодня как-то даже неудобно называть таким словом. Билет стоил зачастую меньше рубля. Сегодня дороже стоит посещение туалета. В принципе, в кинотеатр можно было ходить чуть ли не каждый день. Было бы желание. У многих оно было. Дети, подростки, молодежь, люди среднего и пожилого возраста, короче говоря, все возрастные группы населения были представлены среди посетителей кинозалов.

Ледниковый период

С перестройкой в город пришел "кооперативный" видеопрокат: небольшие залы и зальчики, часто в подвалах и полуподвалах. Но психологический эффект новизны фильмов, которые там "крутили", для зрителей был таков, что прощалось многое: и условия, и уже ощутимая цена билета. Да и зрителей возраста "до шестнадцати" пускали почти без проблем на любые фильмы. И это скромное обаяние "видеопоказов" и становившегося все более доступным домашнего видео на время почти погубило "большой" кинопрокат. Оно и понятно: одно дело пиратскую видеокассету привезти, другое — закупить фильм, да для него и аппаратуру нужно соответствующую иметь. "Киношная" массовая культура стала стремительно сдавать позиции. В кино просто перестали ходить.

Со временем ситуация стала меняться. Во многих больших городах России стали реконструироваться кинотеатры, закупалась современная, уже цифровая техника. Однако современный кинотеатр — это не только, а порой и не столько кино. Это, говоря языком науки, культурный комплекс. Когда один артефакт, явление "обрастает" сопровождающими и дополняющими его явлениями и структурами. Например, кинозалы "дополняются" казино #u# и ресторанами, кафе… Современный кинотеатр часто и сам уже встроен в другие структуры: в супермаркет, в клуб. Не только в столичных городах России, но и "на периферии" таких кинотеатров в последние годы становится все больше и больше. Что и понятно: кино — это бизнес. Причем бизнес многомиллиардный. И требующий адекватных первоначальных и текущих вложений. В центре соседней Самары, например, таких вполне современных кинотеатров пять.

Но что же Саратов? Как мы, жители неудавшейся "столицы Поволжья", чувствуем себя "в смысле кино"? Что саратовцу может предложить городской кинобизнес?

Многое из бывшего саратовского "киновеликолепия" утрачено безвозвратно. Например территориальная доступность кинозалов. От которой, впрочем, напрямую зависит и доступность в целом. Одно дело — пройтись в выходной день пешком до близкого (во всех смыслах этого слова) кинотеатра и, выстояв некоторое время в очереди, посмотреть фильм, и совсем другое — когда такого кинотеатра "под боком" просто нет. В помещении одного бывшего кино уже многие годы с успехом функционирует казино, в другом — клуб, в третьем торгуют, иное давно уже снесено (как очень красивое, на мой взгляд, здание кинотеатра "Рабочий").

Кино не для всех?

В ответ на мои слова о том, что "Пионер" — первый в Саратове кинотеатр, в известной степени приближающийся к кинопрокату в современном понимании этого слова, заместитель генерального директора "Пионера" Тамара Абдурахманова ответила, что не первый, а единственный. С гордостью показав сертификат, подтверждающий ее слова о том, что система Dolby Surround установлена в "Пионере" организацией, имеющей лицензию на такую деятельность. Список цифровой и аналоговой воспроизводящей аппаратуры, используемой в кинотеатре, занимает две страницы. Производители — США, Великобритания, Япония, Испания, Чехия… Единственное, что изготовлено в России, — это киноэкран в большом зале (в VIP-зале французский перфорированный экран). Анатомические кресла в залах…

Тамара Леонидовна отметила, что "средний" зритель "Пионера" меняется. Если совсем недавно в кино шла в основном молодежь, то теперь преобладают семьи. Есть фильмы, на которые не пускают по возрасту (но не как раньше, а "до восемнадцати").

Доступность — это не столько близость кино территориально, это, прежде всего, цена билета. На вопрос о достаточно высоких, на мой взгляд, ценах на билеты я получил ответ, что пока снизить цену нет возможности. Кинотеатр пять лет находился в ремонте. Новое руководство изначально получило кинотеатр с огромными долгами, которые гасились до прошлого года. Большие коммунальные платежи. Что можно, делается в плане благотворительности. Бесплатно посещают кино дети-инвалиды из интернатов, из областного реабилитационного центра. За год таких бесплатных посещений наберется от полутора до двух тысяч.

На мой взгляд, "Пионер" все же кино не для бедных. Поход семьи из трех-четырех человек с обычным для Саратова доходом даже на недорогой сеанс и не на лучшие места пробьет реально ощутимую брешь в семейном бюджете. Ведь в большом зале цена взрослого билета на вечерний сеанс 130, а детского 120 рублей. А в VIP-зале (по-старому, просто малом) на вечерний сеанс и на хорошие места ("Love set") цена билета на идущий сегодня "Турецкий гамбит" доходит, как следует из листа, висящего на стекле кассы, до 250 рублей. Для сравнения, в самарском кинотеатре "Звезда" (тоже центр города) аналогичный билет стоит 80 рублей. Как у нас в "Победе", в которой нет и доли тех услуг, которые за те же деньги предлагает самарская "Звезда"… В ней нет VIP-зала, а есть VIP-места (кинотеатр все-таки, а не самолет с салонами разного класса). А качество демонстрации фильма и комфортность зала и мест выше. Кстати сказать, выше и уровень безопасности, что в наше время немаловажно: есть охранники с металлоискателями. Самара более дорогой для жизни город, чем Саратов, но посещение современного кинотеатра там много дешевле…

Есть ли надежда на то, что еще нынешние поколения саратовцев смогут, не выезжая из родного города, посмотреть современный фильм в современном же кинотеатре-мультиплексе? Конечно же, современный кинопрокат — это, прежде всего, деньги, большие капиталовложения. Однако для того, чтобы эти вложения появились, нужны многие вещи, не измеряемые напрямую материально. Доверие бизнеса ко власти, уважение и любовь к городу, в котором живешь и хочешь жить. Политическая воля к реальным улучшениям в жизни города, наконец. Будем надеяться на лучшее. В том числе и на лучшее кино.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=3032005101111&oldnumber=287