"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 9 (288) от 10 марта 2005 года

Родителям О Детях

О сверстниках, и не только о них

Константин КРАШЕНИННИКОВ

Один из самых непростых периодов школьной поры — это время перехода в старшие классы. Родители, педагоги и школьные психологи часто замечают, что в этот период в отношении многих подростков к учебе наступают радикальные изменения. Реже говорят о том, что меняется не только отношение к обучению, меняется и многое другое: параллельно со снижением успеваемости растет количество нарушений школьных порядков. И еще реже обращают внимание на то, что на этот период приходится также и заметное снижение самооценки подростков, порой — даже утрата самоуважения. В чем причины этих изменений?

Одна из причин — это перемены в физиологии, приходящиеся как раз на этот период жизни. Однако не у всех подростков в это время возникают проблемы. Наибольший риск учебных и эмоциональных сложностей возникает у тех из них, которые вынуждены вдобавок к психофизиологическим трудностям справляться еще и с другими переменами в своей жизни: обычный в наши дни разлад в семье, перевод в класс с другой направленностью (частые теперь "лицейские классы") либо переезд в другой район и связанная с этим смена школы.

Многие родители, понимая связанные со сменой школы проблемы, стараются оставить сына или дочь в "старой" школе. Однако, помимо положительного эффекта от того, что подросток остается в привычном коллективе, группе, у такого решения есть и недостатки: больше времени уходит на то, чтобы добраться до школы и обратно, да и опасностей в дороге прибавляется. И все же и подростки, и их родители идут на это. В самом деле, важно то, кто окружает подростка в это непростое для него время. Кроме взрослых, учителей, родителей, его окружают ученики — и того же возраста, и старше, и младше…

Порой родители приходят к выводу, что в наше время сверстники оказывают лишь негативное воздействие, подрывая самые радужные планы родителей и уводя ребенка, а тем более подростка, из зоны влияния семьи, родителей в свой мир, где царят непослушание и протест по любому поводу. Некоторые родители стремятся изолировать, насколько это возможно, подростка от сверстников. Идут даже на то, чтобы любыми путями добиться перевода на домашнее обучение, доставая порой "липовые" справки о хроническом заболевании: ведь по нашему закону об образовании лишь такие дети могут обучаться на дому… Оправданы ли такие усилия, нужна ли изоляция, полезна ли она?

Конечно, порой сверстники оказывают негативное влияние. Но они, без сомнения, обладают большим потенциалом положительного воздействия друг на друга. Сверстники — это не всегда одинаковые по возрасту люди. Сверстники — это личности, которые в тот или иной период своего развития находятся на одной "ступени" сложности мышления и поведения. Они могут приспосабливать свое поведение к возможностям друг друга, иметь общие интересы, цели. Им друг с другом интересно.

Взаимодействия ребенка с родителями, в целом, часто одностороннее. У родителей больше власти, чем у детей, дети вынуждены считаться с авторитетом взрослого и находятся в подчиненной позиции. Взрослые часто авторитарны. Сверстники — наоборот, как правило, имеют равные статус и власть и вынуждены учитывать точку зрения другого, они договариваются, идут на компромиссы, сотрудничают, чтобы ужиться друг с другом и достичь общих целей. Поэтому контакты "по горизонтали", с равными, способствуют развитию у ребенка и подростка социальных умений, которые труднее развить в семейной атмосфере, где зачастую равенства нет.

Насколько важно общение со сверстниками и близкими по возрасту детьми, показывает пример из богатой на человеческие трагедии истории прошлого века. Летом 1945 года было обнаружено несколько детей примерно трехлетнего возраста, которые жили в фактической изоляции, в нацистском концентрационном лагере. Родители их были уничтожены, когда детям было по году. После этого они получали минимальный уход от других заключенных. Но поскольку тех, кто опекал детей, также периодически уничтожали, дети росли, по сути, сами по себе. После освобождения дети были самолетом отправлены в реабилитационный центр в Англии. Там велись попытки их реабилитации, и медицинской, и психосоциальной. Именно попытки, поскольку реакции детей на лечение и общение были совершенно асоциальными. Дети стали ломать игрушки, мебель для детского сада и прочую другую, ко взрослым проявляли либо крайнее безразличие, либо открытую агрессивность. Но друг к другу эти несчастные дети проявляли такую привязанность, что очень тяжело переживали разлуку даже на короткое время. И очень заботились друг о друге. Именно это общение, детская дружба и любовь, забота о таких же, как они, помогли им вырасти нормальными людьми. Несмотря на то, что они долго отличались высоким уровнем тревожности и подозрительности, с течением времени они научились устанавливать человеческие отношения с посторонними.

Контакты между детьми и подростками разных возрастов менее сбалансированы, чем отношения сверстников. Здесь тоже асимметрия, как и в отношениях "взрослый-ребенок". Но часто и эти менее равные, чем у сверстников, отношения помогают в развитии социальных навыков и умений. Причем помогают и тем, кто старше. То, что есть друзья младше, способствует развитию чувства заботы, сочувствия, лидерства. А у младших повышается самооценка, укрепляется уверенность в себе, они приобретают новые умения и узнают, как нужно просить помощи и получать ее и, что не менее важно, считаться с мнением более сильных. Причем здесь имеет значение именно то, что ребенок или подросток имеет дело не с родственниками (родители, старшие братья и сестры, имеющие больше власти и более высокий статус в семье), а с друзьями, пусть и старше возрастом. С этой точки зрения взаимодействие ребят разного возраста дает им опыт, значение которого трудно переоценить. Так же, как и значение дружбы со сверстниками.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=11032005123038&oldnumber=288