"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 18 (297) от 12 мая 2005 года

Святые отцы в поисках резонанса

Елена НАЛИМОВА

10 мая в 10 корпусе Саратовского госуниверситета начала работу международная конференция "Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма". Ее проведение было инициировано Саратовским епархиальным управлением.

Конференцию можно считать вторым туром атаки епископа Саратовского и Вольского Лонгина на "тоталитарные деструктивные секты оккультного толка". Первой акцией епархии стал прошлогодний молебен на Театральной площади, завершившийся митингом верующих против мормонов. Тогда активность саратовского священства и необычный для церкви метод борьбы — митинг вызвали большой общественный резонанс и весьма неоднозначные последствия. Мормоны приостановили строительство здания в центре города. Однако это практически не повлияло на внутреннюю жизнь общины. Более того, количество прихожан, по заверению мормонов, резко возросло.

На открытии конференции 10 мая с краткими речами, обличающими сектантство, выступили лидеры четырех традиционных конфессий, представленных в области: православный епископ Лонгин, епископ Клеменс Пиккель, раввин Саратовской синагоги Михаэль Фрумин и имам духовного управления мусульман Поволжья Мукаддас Бибарсов. В течение первого пленарного заседания все они сидели бок о бок в президиуме, что являло картину толерантности, но временами выглядело абсурдно. Ведь конференция, затеянная православной епархией, не могла не носить ярко выраженную православную окраску. Звучали фразы: "Взаимодействие с Российской Армией возможно только через РПЦ, существует негласная установка пускать в армию только православных священников" или "Духовное очищение возможно только через таинство Святого причастия". Несомненно, в кругу православных единоверцев подобные изречения прозвучали бы вполне органично, но конференция проводилась в здании светского учреждения, и состав участников явно не был однородным по вероисповеданию.

В качестве эксперта на конференции выступил руководитель московского Центра религиоведческих исследований, специалист по изучению тоталитарных сект профессор Александр Дворкин, знакомый Саратовцам по прошлогодней антисектантской акции епархии. Он представил собственное исследование деятельности на территории России неопятидесятнических сект. О европейском антисектантском опыте рассказали пастор лютеранской церкви из Германии Томас Гандоу и шведский богослов Пэр Свартлинг. Речи зарубежных гостей были длинными и пространными, докладчики из российских регионов, напротив, клеймили пятидесятников фактами и случаями криминальной хроники.

Аудитория реагировала вяло, да и аудиторией людей, собравшихся в актовом зале СГУ, назвать было трудно. В первых рядах сидели виновники происходящего, представители одной из действующих в области неопятидесятнических религиозных организаций церкви "Слово жизни". Не беря в расчет сотрудников епархиального управления, можно сказать, что они и были самыми внимательными слушателями. Остальную массу составляли студенты СГУ, школьники и курсанты военных училищ. С каждым докладом зал пустел: отметившись на мероприятии, совпавшем с последним выходным днем, студенты и спешили покинуть собрание. Об искренности пришедших школьников можно было судить по словам встретившейся мне в фойе учительницы одной из центральных гимназий. Она в растерянности искала "руководителя" конференции, перед которым хотела отчитаться за приведенных учеников. Выяснив, что я не руководитель, а корреспондент, женщина попросила пояснила, что накануне завучу позвонили из районного отдела образования с просьбой "обеспечить явку не менее 60-ти человек".

Вяло подтягивающиеся ученики интересовались темой собрания, на что получали ответ не намного более осведомленных педагогов: "Про секты!" Но интереснее всего на антисектантскую конференцию реагировали курсанты: они мирно спали, удобно расположившись на задних рядах актового зала.

Пожалуй, то же самое следовало бы сделать и представителям СМИ, так как заявленная в программе пресс-конференция с участием лидеров традиционных конфессий не состоялась, причем без объявления причин. Все это несколько размывало цели конференции. Если она была организована для просвещения молодежи относительно деструктивных сект, зачем понадобились длинные научные доклады? Если планировалась научная философско-религиозная дискуссия, зачем "пригласили" школьников, студентов и прессу? С вопросом о целях конференции я обратилась к Александру Дворкину. Он ответил следующее: "Подобная конференция проводится в России впервые и организована для того, чтобы обозначить важность существующей проблемы тоталитарных деструктивных сект, которыми, в частности, являются так называемые неопятидесятники. Конкретные саратовские слушатели нам не так важны, намного важнее общероссийский общественный резонанс. А он обязательно последует после того, как через всемирную сеть будут распространены материалы конференции и итоговый документ, который будет принят на последнем заседании". Но мне кажется, еще об одной цели Дворкин умолчал: резонанс явно рассчитан не столько на общественность, сколько на сильных мира сего. Таким образом, Саратовская епархия, начав свою антисектантскую миссию с борьбы за местную паству, шагнула на следующий уровень — религиозной политики государственного масштаба.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=12052005101155&oldnumber=297