"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 18 (297) от 12 мая 2005 года

ХудСовет

Полвека в фотографиях

Ирина КАБАНОВА

Любопытные случаются совпадения. Например, "Год немецкой культуры в России" пришелся на 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. И это совпадение приобретает символичность на проходящей в областной научной библиотеке выставке "Москва-Берлин/Берлин-Москва 1950-2000. Полвека в фотографиях", организованной Немецким культурным центром им. Гете. Масштабность этой выставки состоит не только и не столько в количестве представленных работ (в выставке участвуют более 80 фотографов ФРГ и бывшей ГДР, СССР, России и других стран), но больше всего — в исторической значимости запечатленных событий, в хроникальности кадров, которые, будучи собранными в единое художественное пространство, предстают частью мировой истории.

Обширна тематика фотографий — здесь и конец войны с его руинами и потоками беженцев, и торжество победы, выразившееся в парадах на Красной площади, и возведение Берлинской стены, и пражские события 1968 года, и жизнь стран "реального социализма", и хроника путча — всего 46 разделов. Все они повествуют о жизни нескольких государств, граждане которых столь похожи и не похожи друг на друга — похожи, поскольку горе человеческое, постигшее всех, кого коснулась война, имеет одно лицо и не имеет национальности, а не похожи потому, что политика уготовила их странам разные роли. Общие черты лучше выражены на фотографиях, где центром является сам человек (Евгений Халдей "Сожженный Мурманск", 1942, на фоне обгоревших труб — сгорбленная фигура пожилой женщины, несущей на спине то, что осталось от пожитков, Хайнц Крюгер "Женщина, разбирающая руины. Берлин", 1948). Различия хорошо видны там, где человек в массе, где он — часть народа, то есть вершитель истории (Йозеф Куделка "Вблизи радиостанции, толпа оттесняет первый танк. Прага, 21 августа 1968", Анатолий Егоров "Праздничная демонстрация 7 ноября 1957. Москва"). Разные фотографы, разные видения, разные акценты — все это интересно рассматривать в совокупности, только так можно представить себе картину эпохи, противоречивой и многогранной. Однако зрительское желание найти сходство всегда больше попыток провести различия, которые и так кажутся очевидными. И найденное сходство подтверждает мысль о том, что борьба за власть не имеет границ, стремление к свободе непобедимо и желание мира есть главное, что объединяет людей. Все это азбучные истины, и тем не менее, глядя на фотографии разных лет, понимаешь, как труднодостижимо то, что, казалось бы, должно естественно сопровождать жизнь человека и государства в целом. Любопытно проследить смену ценностей и ориентиров: восстание рабочих в Восточном Берлине 1953 года на одном стенде, а на соседнем — "Love-parade" в современном Берлине, и это превращение требует ровно столько времени, сколько нужно, чтобы перевести взгляд с одного кадра на другой. Совсем не так, как в жизни…

Рядом с известными фотографиями, запечатлевшими важные исторические моменты, например "Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945" Евгения Халдея — знаменитые кадры, на которых советские солдаты бросают фашистские знамена к подножию кремлевской стены — висят работы совершенно иного плана, поймавшие мгновенья повседневности, на которые никогда не обратишь внимания — автобусная остановка (Б. Савельев), игра светотени на лицах людей (В. Серов), буханка хлеба в руках женщины (В. Вяткин), — а ведь это тоже неотъемлемая часть истории, хотя ее и не опишут в учебниках. Но она — одна из самых правдивых. И, глядя на эти черно-белые снимки с высоты современности, проникаешься особым уважением к прошлому — нам, не испытавшим и сотой доли того, что пришлось испытать героям тех кадров, остается только это.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=12052005101401&oldnumber=297