"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 18 (297) от 12 мая 2005 года

Родителям О Детях

Андрогинность детей — проблема или преимущество?

Константин КРАШЕНИННИКОВ

Большинство родителей уверено, что нормально и желательно воспитывать мальчика мужественным, а девочку женственной. Вся наша культура, история, литература, идеология, короче говоря — вся наша жизнь, казалось бы, подтверждает преимущества четкого следования ролям мужчины и женщины. Он — твердый, даже жесткий, упорный и целеустремленный, демонстрирующий, а то и испытывающий минимум эмоций… Она — мягкая, податливая, тонко чувствующая других людей, эмоциональная… Но давайте внимательно приглядимся к современным молодым людям. Так ли уж они соответствуют тем идеальным "Ему" и "Ей", к которым мы привыкли?

В семидесятых годах прошлого века появились гипотезы, бросившие вызов традиционным представлениям о незыблемости мужской и женской ролей. Начали складываться представления о том, что индивидов, принадлежащих к обеим половинам человечества, можно назвать психологически андрогинными, если они обладают взаимоуравновешивающими или переходящими друг в друга положительными чертами обоих полов. Такими, которые обычно ранее оценивались как фемининные или маскулинные. Напористость, склонность к аналитическому мышлению, независимость и решительность. С другой стороны — чувствительность, способность к состраданию, нежность, стремление к пониманию другого человека. В такой модели то, что традиционно называли женскими и мужскими чертами, предстает двумя измерениями одной личности. А человек, обладающий большим количеством черт стереотипно фемининных и наоборот, немногими стереотипно маскулинными, называется личностью, фемининной по половому типу. Андрогинная же личность обладает как теми, так и другими чертами в определенном балансе. Но есть и недифференцированные личности, которые испытывают недостаток как тех, так и других качеств. С соответственными недостатками и в поведении.

Уже в девяностых годах в США были проведены исследования, показавшие, что от четверти до трети школьников с третьего по седьмой классы могут быть определены в качестве андрогинных личностей. Выяснилось, что андрогинность — вполне реальное состояние психологии ребенка. Но вот хорошо это или нет?

Андрогинные мальчики и девочки демонстрируют более гибкое поведение, нежели индивиды, действующие в полном соответствии с традиционными половыми ролями. Они производят впечатление более легко адаптирующихся к самым различным жизненным ситуациям. Выяснилось, что такие дети обладают ко всему прочему более высоким самоуважением. А окружающих они привлекают даже больше, чем их сверстники, принадлежащие к традиционному половому типу. Что же касается их самоощущения, то андрогинные представители "сильного" пола чувствуют себя вполне мужественными, а андрогинные девочки — вполне адекватно женственными. И это несмотря на то, что и те, и другие порой демонстрируют качества, традиционно приписываемые другому полу.

Однако учеными замечено было и то, что дети, чрезмерно стремящиеся к приобретению и выражению многих черт личности, которые рассматриваются как более подходящие представителю противоположного пола, рискуют утратить благосклонное отношение окружающих и даже стать отверженными среди своих сверстников. А следовательно, прийти к низкой самооценке. Что не удивительно — во многих культурах и обществах маскулинные, мужские черты традиционно ценятся выше, чем их противоположность.

Однако есть много признаков того, что времена меняются. Уже два десятилетия назад были проведены несколько масштабных психологических исследований, результаты которых недвусмысленно показали, что именно для андрогинов характерно высокое самоуважение, а андрогинные семейные пары чувствуют себя в большей степени удовлетворенными своими отношениями, чем традиционные по половому типу союзы. При этом именно фемининная составляющая андрогинности служит лучшим признаком таких взаимоотношений.

При условиях поведенческой гибкости, которую демонстрируют андрогины, и с учетом того, что андрогинность способствует высокой самооценке, многие психологи склонны предполагать, что девочки могут повысить свою адаптивность, став несколько более маскулинными. А мальчики — чуть уподобившись девочкам. Конечно, в процессе детского самоопределения должны участвовать и родители. Ведь в наше время все больше распространяется мнение, что пол не имеет значения за рамками репродуктивной сферы жизни. Так это или нет — каждый решает для себя сам.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=12052005101622&oldnumber=297