"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 19 (298) от 19 мая 2005 года

Город может остаться без общественного транспорта

Маргарита СПИРИЧЕВА

Правительство области при расчете стоимости льготного проезда опирается на "заказной" мониторинг с недостоверными данными. Об этом заявил на своем брифинге председатель комитета администрации города по промышленности, энергетике, транспорту, связи и топливу Сергей Голубь.

Областные чиновники уже во второй раз за этот год взрывают ситуацию с льготным проездом. Сергей Голубь напомнил, что волнения пассажиров в начале января возникли из-за того, что накануне Нового года тогдашний министр здравоохранения и социального развития Алексей Левин пообещал, что до 10 января весь транспорт будет возить льготников бесплатно. Хотя это решение не было согласовано с мэрией, которая занимается транспортным обслуживанием населения. Подобный жест, по мнению Голубя, сделал 11 мая и и. о. зампреда правительства Сергей Лисовский, заявив о прекращении в Саратове льготных перевозок. Сергей Голубь опроверг его, сообщив, что на май продано около 20 тысяч льготных билетов и транспорт города спокойно перевозит льготников.

Другое дело, что, действительно, есть проблемы с компенсацией затрат на предоставление льгот перевозчикам. Но связаны они не с тем, что транспортное управление Саратова задерживает деньги перевозчикам, а с недостаточной суммой, которую на эти цели выделяет правительство. Напомним, что конфликт по размеру компенсации начался еще в феврале, когда правительство уже ввело льготные проездные, а исследование себестоимости льготного проезда наметило только на март. Тогда с городскими перевозчиками договорились, что компенсация на каждого льготника ориентировочно составляет 500 рублей. Эту сумму город вывел из статистических данных средней стоимости провоза одного пассажира в месяц. Однако после мартовского мониторинга пассажиропотока была утверждена сумма в 270 рублей, на которой правительство настаивало еще с начала февраля, и задним числом был произведен пересчет. Сергей Голубь утверждает, что мониторинг был намеренно сделан под эту сумму и не выдерживает никакой критики по использованной методике. Настоящее исследование пассажиропотока — это огромная работа по обследование подвижности пассажиров в течение суток, недели, по сезонам и направлениям, которую должны проводить специалисты. Ее нельзя делать по телефону, нужно заходить в подвижной состав и опрашивать пассажиров. По сведениям же Голубя, то исследование, за которое правительство области заплатило 500 тысяч рублей, представляло собой обычный телефонный опрос, который "я с двумя секретаршами легко провел бы". Как утверждает Голубь, 270 рублей получились, когда 53 поездки в месяц умножили на 5 рублей ("Где они видели такую стоимость проезда?", — удивлялся он). При этом не были учтены ни издержки автопредприятий, ни зарплата водителям, ни другие дополнительные затраты. По сведениям Голубя, в большинстве регионов России размер компенсации составляет не меньше 400 рублей.

Если правительство не прислушается к требованию провести настоящий мониторинг и установить справедливую величину компенсации, то в Саратове может развалиться и сеть частных транспортных перевозок. Дело в том, что Саратов — единственный регион, где льготные перевозки осуществляются частными перевозчиками. Уже сейчас есть тенденция ухода перевозчиков в соседние регионы: Пензу, Тамбов, Волгоград, Самару, где пассажиров возить более выгодно. Естественно, туда уходит самый лучший подвижной состав. В прошлом году уже была разрушена сеть государственных автоперевозчиков, которая, по новому закону "Об основах местного самоуправления", должна была быть передана из областной собственности в муниципальную. Вместо этого большая часть автотранспортных предприятий была обанкрочена, уникальное оборудование сдано в металлолом, а автобусы ушли в частные руки. Не так все просто и с горэлектротранспортом: в конце 2004 года была серьезная проблема с водителями трамваев и троллейбусов, которые в массовом порядке подались на заработки в Москву и в Саратове просто некому было водить вагоны.

Некорректно, по словам Голубя, был проинформирован и губернатор, который заявил, что в городе существует перекос с числом микроавтобусов "газель". Из 195 тысяч всех транспортных средств в городе (включая личные легковушки) пассажиров в городе перевозят около 400 больших частных автобусов, 20 государственных, 140 трамваев, 120 троллейбусов и около 1000 "газелей". Если сравнить наше число микроавтобусов с соседними областными центрами, то во многих городах их существенно больше. При этом все саратовские "газели" работают на газовом топливе, а значит, меньше автобусов загрязняют воздух.

Если городским перевозчикам и областному правительству договориться не удастся, то Голубь видит один выход: платить дополнительные компенсации людям, которые пусть сами платят за проезд. По этому пути, по его сведениям, пошли около тридцати регионов. Пока же у и. о. зампреда правительства Андрея Новицкого работает согласительная комиссия, которая сегодня, в четверг должна подвести итоги.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=20052005104421&oldnumber=298