"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 19 (298) от 19 мая 2005 года

ВидеоРяд

Сыщик с патриотическим оттенком

Елена НАЛИМОВА

Первой экранизацией исторических детективов Бориса Акунина стал фильм "Азазель". Его демонстрация по центральному телевидению не наделала шума, фильм не ругали, но и не хвалили. Чего не скажешь о второй попытке придать книжным персонажам Акунина зримый образ. Фильм "Турецкий гамбит", снятый по одноименному произведению, имел просто ошеломляющий успех. Несмотря на то, что многие российские критики высказывались по его поводу достаточно прохладно, осуждая слишком "голливудскую" манеру съемки, слишком патриотический сценарий, подбор актеров, да и зрители не были единодушны, прокат "Гамбита" в российских кинотеатрах несколько раз продлевали. В мае на экраны вышла третья по счету экранизация историй про похождения Эраста Фандорина — "Статский советник".

Будучи заявленным к прокату еще в апреле, фильм был ожидаем многочисленными поклонниками писателя. Что и говорить, уже один актерский состав "Статского советника", указанный в афише, мог обеспечить картине отменный прокат. Зрителю предоставляется возможность увидеть одновременно трех секс-символов разных эпох советско-российского кинематографа. В роли Фандорина снялся любимец женщин 80-90-х, Олег Меньшиков, злодея князя Пожарского сыграл сердцеед 60-70-х, режиссер и актер Никита Михалков, а революционера Грина — новая звезда Константин Хабенский. Другие персонажи не менее звездны — Владимир Машков, Олег Табаков, Федор Бондарчук, Мария Миронова, Михаил Ефремов. Дирижирует всем этим оркестром режиссер Филипп Янковский.

Неплохой подбор актеров характеризовал и предыдущую экранизацию "Турецкий Гамбит", но зритель, желающий увидеть нечто похожее, будет разочарован: "Статский советник" — более классическое для России кино, без ярких спец-эффектов и динамичных сцен. В нем больше внимание уделено не образности, а сюжету, картина является редким примером экранизации, когда авторская нить повествования соблюдена практически полностью.

Мастерская игра актеров позволяет уже на первых минутах забыть о действительности за дверями кинотеатра и почувствовать себя в предреволюционной России. Локомотивом фильма является, конечно, Михалков — он просто живет на экране, придавая своему персонажу черты, которые невозможно передать на бумаге. Несмотря на то, что Фандорин — главный герой всех произведений Акунина, ему в картине отведена менее яркая роль, да и как можно ярко сыграть человека, который погружен в дедукцию? К недостаткам картины следует отнести некоторую монархическо-патриотическую окраску, присущую многим проектам, в которых участвует Михалков. Так, Фандорин, по книге отказавшийся сотрудничать с властью, в фильме соглашается "послужить государю". А финальная сцена довершает этот патриотический аккорд. Благо в это время зрители уже спешат покинуть зал.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=20052005105214&oldnumber=298