"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 21 (300) от 2 июня 2005 года

Водочная отрасль умирает

Маргарита СПИРИЧЕВА

Саратовским ликеро-водочным заводам не для кого работать, и они практически остановились.

Первой "ласточкой" стал остановившийся "Ликсар". Затем его примеру последовал "Орфей", а недавно и "Бализ". Правда, "Ликсар", преобразованный в ООО "Волгоспирт", новым собственникам удалось запустить. Но при этом перспективы у саратовской ликеро-водочной промышленности самые мрачные. Все дело в проблемах реализации.

Саратовская ликеро-водочная промышленность исторически ориентировалась на дешевый сектор алкогольного рынка. Кроме того, лет пять назад правительство Аяцкова брало курс на удешевление водки, в том числе за счет внешнего вида бутылки. Сейчас заводы пожинают плоды этой политики: 70 процентов населения предпочитают качественные напитки и, соответственно, покупают продукцию других регионов. А оставшиеся 30 процентов ищут еще более дешевое пойло, в том числе низкокачественный спирт — "жидкость для разведения костров". Конкурировать со спиртом водка не может, а правительство России не принимает никаких мер.

Мало этого, если верить статистике, то наш народ почти перестал пить. По некоторым районам области на одного человека в год приходится всего 1-3 литра водки. При этом средняя областная цифра — 11 литров, а средняя российская — 22 литра. Специалисты облминсельхоза и облминэкономики объясняют этот парадокс просто — статистика не отражает настоящую реализацию алкогольной продукции. Действительно, есть проблема "левой" водки — не фальсифицированной, а просто не учтенной, с которой не платились акцизы. В селах подделывают самогон — под его видом продают спирт.

Но, с другой стороны, есть данные, что психология населения меняется и люди действительно предпочитают более дорогие и качественные напитки. Увеличилось потребление хорошего вина, сильно выросло потребление пива (хотя и не достигло еще уровня Германии, где пиво национальный напиток). Таким образом, саратовские ликеро-водочные предприятия пожинают плоды стратегически неправильной маркетинговой политики.

Обо всем этом шла речь на круглом столе комитета по бюджетно-финансовой политике и налогам областной думы на тему "Об увеличении налоговых поступлений от деятельности перерабатывающих отраслей сельского хозяйства и производства ликеро-водочной продукции в Саратовской области". На нем предприятиям посоветовали изменить свои маркетинговые подходы, как бы ни было это трудно — ведь алкогольный рынок давно поделен, и все ниши заняты. А еще было предложено выступить с законодательной инициативой в Госдуму — ввести акцизы на спиртосодержащие жидкости, тем самым устранив неравную конкуренцию. Впрочем, не факт, что областную ликеро-водочную промышленность удастся спасти. Дело в том, что министерство экономического развития и торговли РФ собирается ликвидировать систему акцизных складов, действовавшую последние два года, и вернуться к сбору акцизов на предприятиях. Для нашей области это будет означать уменьшение сборов в бюджет. Кроме того, ассоциация ликеро-водочных заводов России выдвинула предложение ограничить их число в стране, введя ограничение — 250 тысяч декалитров водки в год. У нас такое количество не производит ни один завод. Впрочем, ни то, ни другое предложение еще не стало реальностью, и у области есть возможность побороться за свои интересы.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2062005100118&oldnumber=300