"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 21 (300) от 2 июня 2005 года

По ровной дороге поедем, товарищи!

В скором времени ситуация на саратовских дорогах может измениться

Маргарита СПИРИЧЕВА

Качество дорог в первую очередь означает безопасную езду. Сейчас в России на 1000 жителей происходит в 4 раза больше ДТП, чем за рубежом: ежегодно 36 тысяч аварий, наносящих ущерб порядка 78 миллиардов рублей. У нас в области 59 процентов дорог областного значения и 40 процентов федеральных находятся в неудовлетворительном состоянии. Угрожает такое состояние дорог и экономической безопасности области.

Три причины ухабов

Одна из первых причин — некачественное выполнение работ и несоблюдение технологий. Например, в ямочном ремонте есть несколько технологий для разных температурных условий, которые не всегда выдерживаются.

Кроме того, долгое время в нашей области для ремонта и строительства дорог любили использовать местные материалы — щебенку, битум, поддерживая местного производителя. Но, увы, местные материалы по объективным причинам не того качества. От такой практики отказались лишь 2-3 года назад, но уже есть попытки вернуться к ней. Ну, и наконец, наши дороги плохи потому, что у нас в области были плохие руководители, которые банально запускали руку в дорожный фонд. Не случайно при создании новой структуры управления федеральными дорогами начальник федерального управления автомобильных дорог "Большая Волга" стал базироваться в Пензе, а не у нас. А недостаток средств, на который так любят ссылаться дорожники, — это общий фон, а не причина. Денег мало у всех, а ездить нельзя только у нас.

Деньги в асфальте

"Население хочет хороших дорог, но хорошее стоит денег", — сказал на конференции "Содержание дорог — основа сохранения дорожной сети области" С. Жилин, директор НПЦ "Росдортех". К сожалению, эту простую истину в нашей области поняли только тогда, когда деньги из федерального центра практически перестали выделять. Ликвидация дорожных фондов началась в 2001 и закончилась к 2005 году. Впрочем, денег на дороги не хватает и в стране в целом. Для достойного содержания дорожного хозяйства необходимо выделять ежегодно 3-4 процента ВВП или 600 миллиардов в денежном выражении. Сейчас в стране на это тратится 1,5 процента или 200 миллиардов, то есть в три раза меньше. Одно из последствий — большая величина кредиторской задолженности дорожного комитета области перед дорожниками.

О строительстве новых дорог сейчас речи нет. Но в бюджете были заложены средства на ремонт только 65 километров дорог из 5700 (!) километров, нуждающихся в ремонте. И эти небольшие деньги были "размазаны" по всем муниципальным образованиям области, то есть каждый смог бы отремонтировать 1-2 километра. Было принято решение, во-первых, найти дополнительные деньги, а во-вторых, направить их туда, где они будут максимально эффективны. На прошлой неделе областная дума утвердила увеличение расходов на дороги на 500 миллионов. Теперь можно будет отремонтировать 123,2 километра опорной сети дорог, прежде всего, двух магистральных направлений: на Самару и на Ершов — Озинки. Другой приоритет — привести в порядок все въезды в область, потому что сейчас граница области вся в ухабах. Ну, и наконец, нужно довести до ума то, что давно и долго строили — Гусельский мост и объезд Энгельса, ведущий в поселок Взлетный. Ввод этих участков, по оценке правительства, даст быстрый эффект. Не останутся без финансирования и федеральные дороги: на 717 км этих дорог выделено почти 700 миллионов рублей — федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" увеличило нам финансирование. Мало того, в прошлом году 70 процентов полученной "Большой Волгой" техники было отдано одному из саратовских предприятий по обслуживанию федеральных дорог.

Дороги уход любят

Работа современной дорожной техники была продемонстрирована недавно руководству области на автодороге Саратов — Пенза в районе Сторожевки. Особенно зрелищно выглядел ямочный ремонт методом пневмонабрызга: специальная установка сначала наподобие дракона обожгла яму на дороге огнем, а потом стала методично засыпать мелким щебнем, покрытым битумной эмульсией. И через несколько минут от ямы осталось только яркое черное пятно. Кроме этого, были продемонстрированы технологии холодной и литой асфальтобетонных смесей и машины для заделки трещин дорожного полотна. Ну, а специальная косилка, предназначенная для ухода за обочинами дорог, выглядела в наших условиях вообще непомерной роскошью. Начальник "Большой Волги" Александр Калашников пообещал и дальше оснащать саратовские федеральные предприятия новой техникой и новыми технологиями, потому что наши дорожники, как выяснилось, работают на самой старой технике в регионе.

Кстати, о технологиях. Оказывается, есть методы, продлевающие жизнь дорожному покрытию. Один из них — покрытие дорог "ковриком износа", который позволяет на 3 года сохранить существующее полотно. Еще один дешевый, но технологически сложный метод — шероховатая обработка, улучшающая сцепление колес с дорогой. У нас в области он не слишком популярен. При укладке асфальта желательно использовать специальные машины для обеспыливания щебня и более жестко подходить к размеру фракции щебня: одномерный служит дольше. Цивилизованной должна быть и борьба с гололедом, то есть нужно внимательно относится к составу противогололедных растворов, их оптимальной дозе, условиям хранения, исправности техники, которая наносит эти растворы на дорогу. И заниматься этим нужно именно летом, зимой уже поздно. Ну, и наконец, самое простое и важное для водителей — разметка. Наличие разметки на треть уменьшает число ДТП. Поэтому нужно стремиться к круглогодичной разметке.

Главная дорога — улица

Увы, все вышеизложенное относилось в первую очередь к загородным дорогам. А по ним наша область, в общем, не так сильно выделяется из общего провинциального ряда. Другое дело — улицы областного центра, которые, по общему признанию водителей, являются лидерами всей России по числу ям. Об улицах в правительственной программе реконструкции дорог не забыли, но и не поставили их во главу угла. Первоначально в бюджете этого года на улицы крупных областных городов было заложено всего 34 миллиона. После внесения изменений в бюджет к ним добавили 100,3 миллиона, но с обязательным условием софинансирования муниципальными образованиями. Саратову из них досталось половина, остальное неравномерно (по убывающей) распределили между Энгельсом, Балаково, Балашовом и Пугачевом. Была попытка увеличить финансирование Саратова еще на 25 миллионов, но по предложению губернатора эту идею отложили на второе полугодие. Но эти деньги не будут выделены, если выяснится, что уже сделанный ремонт прошел некачественно.

Между прочим, тема проверки качества была доминирующей на конференции по содержанию дорог. Начальник "Большой Волги" Александр Калашников заявил, что его главная задача — чтобы вложенный рубль давал отдачу, чтобы содержание дорог было качественным. Да и в правительстве области озабочены созданием прозрачного механизма контроля за использованием выделенных средств. И даже призывают общественность помочь им в этом.

Далеко в правительстве пока не заглядывают. Ясно, что проблем с дорогами много. После приведения в порядок сети опорных дорог, соединяющих областной центр с районами, пойдет речь и о восстановлении муниципальных, соединяющих районы с селами. Отремонтированные дороги на Самару и на Каспий планируется передать в федеральную собственность, чтобы потом у области не болела голова об их содержании. Есть проблемы и с дорожными организациями, которых у нас переизбыток и которые в результате не имеют достаточного объема работ. Возможно, какие-то придется подводить к ликвидации. Ну, а самая серьезная перспектива — работа с федеральным центром по восстановлению утраченного имиджа, чтобы избавиться от репутации "черной дорожной дыры".

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2062005100524&oldnumber=300