"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 21 (300) от 2 июня 2005 года

Мифы и реальность Музейной долины

Победители конкурса Владимира Потанина стремятся пробудить сознание обитателей Глебучева оврага

Ирина КАБАНОВА

Городская среда — это особое пространство, влияющее на жизнь и мироощущение своих обитателей. Сотрудники дома-музея Павла Кузнецова озаботились окружающим городским пространством не случайно: редкий музей может похвастаться столь необычным расположением — рядом с оврагом, имеющим славу городских трущоб. Может, кто и махнул бы на это обстоятельство рукой, но только не директор музея Игорь СОРОКИН со товарищи: в прошлом году они получили грант благотворительного фонда Владимира Потанина, став победителями конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире" в номинации "партнерские проекты", и принялись за Глебучев овраг — так был запущен проект "Музейная долина".

— Игорь, когда родился ваш проект и что он из себя представляет?

— Когда мы отреставрировали дом Кузнецова и обосновались здесь окончательно в 2001 году, то начали осознавать и осваивать пространство вокруг. Саратов ведь был образован между большой водой — Волгой и малой — Тайбалыком, протекавшим по Глебучеву оврагу, и музей сейчас находится на месте, где изначально была городская крепость. А поскольку это был край крепости, сюда сваливали навоз, выдавливали из деревянного города огнеопасные ремесла — кузни, гончарни. Таким образом, сюда скатывалась самая беднота. Поэтому уже с того времени здесь образовалось маргинальное пространство. Кстати, в квартале от кузнецовского дома пугачевцы казнили свои жертвы — место захоронения было обнаружено в 50-е годы, а в овраге за Воскресенским кладбищем, который, по нашим исследованиям, составляет единое целое с Глебучевым, чекисты расстреляли около полутора тысяч человек. За 300 лет саратовской истории здесь накопилось столько, что пора превращать это место в реликварий. Сейчас у нас первая попытка осмысления пространства.

В пространстве Глебучева оврага переплетаются миф и реальность. По оврагу проходит русло реки, берущей свое начало из Серебряного родника, что на 1 Дачной, — реки, в разное время известной как Тайбалык, Глебовка, Глебучевка, наконец, Говняевка или Говенка, — смена названия свидетельствует о сложном и весьма показательном историческом развитии этих вод. Репутацию "нехорошего района" овраг заслужил, судя по предположениям исследователей, с давних времен. Мифы о тайбалыкском золоте, лежащем в недрах Глебучева оврага, и сейчас не дают покоя восторженным умам. Конечным продуктом исследований участников проекта "Музейная долина" должен стать "Путеводитель", в котором будут структурированы и проанализированы элементы оврага. В "штабе ГО" — специальной комнате на третьем этаже дома-музея — собрано огромное количество документов, фотографий, газетных и журнальных статей, арт-объектов, появившихся в процессе исследований. Все это составит начинку "Путеводителя", которая включит в себя четыре раздела: исходные данные о Тайбалыке ( древние карты, очерки о семи совершенных участниками проекта экспедициях-вылазках); результаты комплексной научной экспедиции по изучению реки ( географической, палеонтологической, биологической, археологической, социологической и т. д.); арт-проекты и мифы. Такой глубокий подход вселяет надежду, что оказавшееся по иронии судьбы в центре города городское дно, наконец, получит долгожданный импульс к преобразованиям.

— Одного взгляда на Глебучев овраг достаточно, чтобы понять, что работы здесь — непочатый край. С чего вы начинали?

— Проводили водоизмерения, искали старинные карты города, фотографировали сам овраг, коллектор и близлежащие территории, дома, а поскольку проект у нас социокультурный, мы общались с местными жителями, вовлекали их в свои арт-экспедиции. Например, провели такую акцию: изготовили майки с фотографиями Глебучева оврага на одной стороне и текстами — на другой. Сначала они висели здесь в шкафу в виде книги, которую можно было листать, смотреть картинки, а потом мы превратили их в листовки — пошли и раздали их жителям оврага, которые нам встретились, а те унесли их каждый в свою среду. Вообще, в нашем проекте мы сосредоточились в первую очередь на пробуждении общественного сознания. На эти 10 тысяч долларов гранта много не сделаешь. Люди думают, что сейчас будут благоустраивать овраг, сажать деревья, убирать свалки… Это, конечно, тоже необходимо, но в основном эти деньги нам дали на арт.

Люди всегда ждут видимого, осязаемого результата. Название проекта рисует в воображении новый облик Глебучева, который станет когда-нибудь местом отдыха горожан. Однако цель проекта намного значительнее — изменить сознание людей в отношении собственного места проживания. Мы живем по принципу "мой дом — моя крепость", за пределами которой нас ничто не интересует. Ждем каких-то служб, которые привели бы в порядок дворы и улицы, а тем временем помогаем разрастаться всяческим свалкам, наивно полагая, что наш мусор в них практически не заметен. Отношение к "ничейной территории", взращенное во времена коллективизации, тормозит не только процесс благоустройства города, но и ставит под угрозу наше собственное духовное развитие как членов городского сообщества. Чтобы справиться с этим, участники проекта с августа по октябрь 2004 года воплотили и представили публике 9 арт-акций в пространстве ГО арт-экспедиции, перформансы, экскурсии. Инициирование культурных событий является одним из приоритетов деятельности в рамках проекта.

— В чем еще проявляется арт-деятельность участников проекта?

— Художники, которые работают вместе с нами с городской средой, делают это в инновационных форматах, применяют новейшие технологии. К примеру, Алексей Трубецков берет реальные фотографии ГО и рисует на них гуашью, фантазируя, добавляя зиккураты, возвышающиеся над городом, новые мосты, иные реальности. Он же придумал и комплексно представил монетную систему тайбалыкской стоянки, нанеся на медные пластины изображения и дав название каждой монете. Есть у нас глобус Глебучева оврага, выполненный Наташей Таракановой на тыкве.

Мифотворчество здесь развито великолепно и поражает своей научной обоснованностью. Различные "завиральные" концепции настолько органичны, что уверовать в них не представляет труда. Многочисленные экспедиции в ГО добавляют все новые штрихи к портрету того самостоятельного организма, коим предстает перед нами Глебучев овраг, и являет его в новом свете, как местность, заслуживающую пристального внимания общественности.

— Что вам бы хотелось бы видеть на месте оврага? Парковую зону?

— В идеале — да. Эта колоссальная общественная территория в центре города не должна являться мусоркой. Была масса проектов и до нас. Например, в 80-е годы позапрошлого века очень активно разрабатывался вопрос о парковой зоне здесь. Сейчас основная идея нашего проекта — создать на базе музея постоянно действующую коммуникативную площадку в форме арт-экспедиций по комплексному изучению городского пространства и насыщению его культурными объектами и событиями. "Музейная долина" — это экспериментальная площадка для творчества, направленная на преобразование городской среды. По сути, мы создаем инновационный музейный продукт, который, надеемся, поможет изменить что-то к лучшему.

На многочисленных фотографиях территории Глебучева оврага, разложенных в "штабе ГО", — летопись городской среды: заросший травой склон, вросшие в землю, покосившиеся или сгоревшие дома, горы мусора, внутренности полуразрушенных избенок, спящие бомжи, названия улиц — Валовая, Вознесенская, Смурский переулок…

На одном из снимков — надпись на ржавых воротах: "Здесь живут". Безмолвный крик жизненного пространства, в прямом смысле опущенного на дно.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2062005100855&oldnumber=300