"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 21 (300) от 2 июня 2005 года

ХудСовет

Экскурсия по юбилейной выставке

Александр ДАВИДЕНКО

Сразу двум юбилеям — 60-летию Победы и 65-летию Саратовской организации союза художников России — посвящена художественная областная выставка, развернутая одновременно в училище им. Боголюбова и в областном выставочном зале на ул. Рахова.

Спектр представленного довольно широк как в смысле подбора авторов (от детей 7-13 лет и студентов старших курсов до ветеранов, многие из которых не дожили до наших дней), так и в смысле качественного уровня (наряду с работами, обладающими высокими художественными достоинствами, немало ничего не значащих пустышек).

Единственная работа А. Учаева, сочетающая в себе метафоричность образов с высоким качеством рисунка, звучит, словно удачный запев в хорошей песне. К сожалению, как на всяком празднике не все участники стихийного хора поют правильно, так и здесь. Удручает количество слабых "самодеятельных" работ, безрадостной продукции тех, кто еще не научился или уже разучился мастерству воплощения в красках реального или вымышленного мира. Кроме того, далеко не все художники, которым есть что сказать и есть что показать, сумели сделать это. Отчасти это результат или действительного, или показного безразличия к подобным мероприятиям, отчасти — неумения отстаивать свои интересы перед отборочной комиссией, которая навязывает свои вкусы и свои принципы. Оставляя без внимания просто плохие работы, скучные, невыразительные, необоснованно претенциозные, а также откровенно салонные, остановимся на том хорошем, что, безусловно, присутствует на выставке.

Красноармейцы П. Гришина ("Бессмертие. Атака"), стремительно мчащиеся на конях с развернутым знаменем на невидимого врага, легко прописаны, их позы выразительны и органичны. В этой картине нет ложного пафоса, зато присутствует поэзия революционного порыва.

Мастеровито, крепко и основательно, но вовсе не тяжеловесно выглядит в своих работах А. Петров. Его "Овощи" прекрасно передают и налитый горьким соком золотистый лук, и тяжесть спелой тыквы, и суховатость терпкой петрушки. Замечателен большой этюд со стадом коров "Лунный вечер", а также тщательно и с любовью написанный психологический этюд "Портрет внучки".

Б. Медведкин представлен не только тематическим полотном "Один день из войны", в котором некоторая частность, небольшой эпизод удачно обобщен и превращен в символ, характеристику трагедии и героизма, но и рядом неплохих пейзажей.

Почти беспредметная работа В. Медведкиной "Родные поля" воспринимается цельно и очень эмоционально, мажорное многоцветье прекрасно организовано и довольно гармонично.

"Октябрь в лугах" Л. Федотова — наиболее душевная из всех показанных им работ. В ней и осенняя прохлада, которая просто ощущается кожей, и легкий туман, и свинцовая вода, и влажная сочность травы, по которой бродят пасущиеся козы, — все неярко, сдержанно, слегка печально и в то же время спокойно и умиротворенно.

Торжественен в своем сдержанном колорите пышный букет из лугового разнотравья ("Сухие цветы") А. Котова. Поэтичен его же "Серый день".

Портрет-воспоминание С. Таратухина "Мой дед" — это целый рассказ, медленно развивающийся с помощью "говорящих" деталей, ведущих неспешный диалог со старым человеком, которого мы видим со спины. И тлеющая цигарка в его руке, и палка вместо костыля, и старые слесарные инструменты на полуистлевшем деревянном столе, и заросли давно не кошеной крапивы — все это добавляет какие-то штрихи к его характеристике.

Большое впечатление производят обе "Импровизации" Т. Хахановой. Сочные, звучные краски, которые усиливаются от разбеленного цвета до глубокого и мощного "forte", создают в своей совокупности своеобразную музыкальную полифонию.

Зимний пейзаж В. Гуляева выполнен в присущей ему дробной, декоративной манере. Сумеречное освещение позволяет подсобрать многочисленные композиционные элементы и делает работу достаточно цельной, а розоватые прорывы в облаках, рефлексы на верхушках деревьев и красноватые стены домов придают этой вечерней зарисовке оттенок тревожной оптимистичности.

Небольшой пейзаж В. Учаева "41-й" гораздо сильнее и выразительнее многих "сюжетных" повествований с военной тематикой. По сравнению с сонными, барскими работами последних лет В. Цая, свежо и энергично смотрится "Весна" (1984 г.), ненавязчиво напоминающая о надеждах первых послевоенных лет.

В очень условной манере, намеком, почти пятном, а не четким рисунком в однородной светло-коричневой гамме решен Р. Батаршиным образ рыбака ("Отдых").

Несмотря на откровенную графичность и большие площади открытых пространств воды и неба, работа П. Маскаева "Волга — грусть моя" не выглядит сухой и застывшей. Наоборот, чувствуется движение масс, величие просторов и лирическое восприятие художником ландшафта.

В мягких тонах написан С. Кондратьевым "Зимний двор". Небольшой мороз создает легкую дымку, скрадывающую пространство и окутывающую предметы.

Приятно посмотреть на "Вечерок" А. Фурмана, который носит, скорее, этюдный характер. В нем странным образом переплелись узнаваемые черты "барбизонцев" и замаскированный фовизм.

Очень мажорен "Сенокос" Б. Шагина, выполненный в свободной, широкой манере мастихином. Сочные желто-зеленые травы переднего плана хорошо гармонируют с белесым, почти безоблачным небом и с легко прописанными тракторами и работниками, органично расположенными в самом центре картины.

Лаконичен и эмоционально активен "Красный дом" Т. Желниной.

А. Трубецков представил несколько небольших, но интересных работ, для решения образного ряда которых он использовал очень облагороженную манеру "брутального" примитива.

Новая фантазийная реконструкция тюркской мифологии, осуществленная И. Корчагиным, носит несколько эпатажный характер, но реализуется ярко и изобретательно. Он прибегает к смешанной технике с использованием пасты, прорывов в холсте, рельефов и контррельефов, добиваясь встречного интереса со стороны искушенного зрителя.

Геометрическое дробление общей картинки, создающее ощущение витражности, и нежные высветленные цвета делают "Благовещение" Е. Панферовой похожим на сон, видение, как будто бы реальное, но в тоже время — хрупкое и эфемерное.

Некоторые студенческие работы внушают оптимизм и надежду на появление талантливой молодежи. Так, "Озеро Ямна" К. Беловой сочетает в себе хорошую композицию, достаточную проработанность переднего плана и сильное воздействие фактора, называемого ощущением пейзажного мотива. Сумеречный "Пейзаж" В. Ерещука показывает, насколько интересным может оказаться Богом забытый городской уголок с сараями, мусорными баками, лужей и темными голыми деревьями с обрубками вместо ветвей. "Натюрморт" С. Тощева, являясь, по сути, учебной работой, достаточно убедительно демонстрирует умение хорошо передавать фактуру разнородного материала.

Параллельно с основной выставкой демонстрируется детское творчество. Тематическая заданность, конечно, ограничивала юную фантазию жесткими рамками военной сюжетики, но и здесь ей было, где разгуляться. Замечательное впечатление производит лепка из глины, выполненная маленькими жителями Новоузенска и Красного Кута. В этих миниатюрах присутствует и юмор, и гордость, и детская печаль. Семейный портрет "Фото на память" С. Меньшова не по возрасту психологически тонок и выразителен, хотя сделан в стиле черно-белой фотографии. Похожа на цветную фотозарисовку и "Сестричка" К. Юриной. Очень лиричен и по детски искренен "Портрет дедушки — ветерана" Л. Грубовой. Обаятелен тщедушный, внешне совсем не героический, обыкновенный, безымянный "Победитель" И. Королева. Все эти работы выполнены детьми 7 — 9 лет. Экспрессионистически дерзка (может быть, даже, напоминающая стилистику Э. Кирхнера) "Страх и боль" А. Поволоцкой, а Саша Ким сумела сохранить детское начало в "Вечерней прогулке".

Несмотря на шероховатости и даже некоторые просчеты, эту сдвоенную выставку следует признать удачной. Подобные крупные ретроспективы организуются нечасто, а потому интересны и полезны не только зрителям, но и самим художникам.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2062005101126&oldnumber=300