"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 32 (311) от 18.08.2005

ХудСовет

Милые банальности

Александр ДАВИДЕНКО

Выставка разнообразных букетов, разбавленных многочисленными пейзажами, принадлежащими Марине Милавиной, открылась в помещении торгово-промышленной палаты. Среди них есть и очень хорошие работы, и те, которые не следовало бы предъявлять серьезной публике. И все же именно в жанре натюрморта у нее наилучшие достижения, так как она очень тонко чувствует изменчивую красоту простых луговых цветов и изнеженных садовых аристократов. Ей одинаково понятны и близки их тонкая изысканность и открытая, почти вульгарная агрессивность, сложные природные формы и скромное немногословие душистого царства Флоры. М. Милавина уверенно ориентируется в этом прекрасном мире, что находит свое отражение в ее работах.

Словно звенит в потоке солнечного света, пронизывающего все пространство холста, "Букет. Июнь". Фон, на котором разворачивается представление, в значительной степени условен и воспринимается, скорее, как совокупность цветовых пятен, композиционно и колористически поддерживающих группу цветов с доминирующими в ней алыми маками. Такого же формата "Одуванчики" отличаются более очевидным и активным фоном, который не отвлекает внимания от трогательного желтого букета, потому что уравновешивается замечательным столом, сколоченным из грубых досок, на котором стоит низкий, широкий кувшинчик с цветами. Деревянная поверхность блестит после дождя, отражая в виде рефлексов всю цветовую гамму центральной группы.

Очень хороша "Сирень на окне". Наломанные ветки опущены в мутно — зеленую воду аквариума — шара, стоящего на подоконнике. И смазанный вид двора, и легкое, едва уловимое отражение в оконном стекле, и упавшие веточки возле сосуда, даже активное цветное пятно (красный секатор), — все это подчеркивает упругую сочность мелких цветов и заставляет почувствовать сладковатый запах разноцветной сирени.

Оранжевые плоды ("Облепиха"), горят сотнями маленьких солнц и словно стекают расплавленными каплями вдоль бледно — зеленых листьев небольшого куста, торчащего из кувшина. Сам кувшин с тонким рисунком, и головки чеснока, лежащие возле него, усиливают энергию солнечных ягод, благодаря хорошему тональному согласованию с ними. Огненная палитра использована и в натюрморте "Подсолнухи и душица". Здесь нет единого зрительного центра, так как пылающие диски крупных цветов мягко приглушены зеленовато — сиреневым маревом, в то время как стол, на котором стоит вся эта "горячая" конструкция, активизирован красным цветом. Поэтому взгляд последовательно скользит от мягких желтых листьев подсолнухов к плетеной корзине, ощупывает причудливые формы тыкв, лежащих возле нее и останавливается на нижнем крае круглого стола.

Реминисценции творчества П. Кузнецова периода мистического символизма просматриваются в работе "Яблоки". Окраска спелых плодов размыта в зеленовато — голубоватом сумеречном тумане. Лишенный поддержки солнца, цвет лишь угадывается, с трудом пробиваясь сквозь полумрак загадочного и холодного небытия. Мастерски передана изощренная форма, наделенная нежной и недолговечной красотой в "Цветущих ирисах. 1998" В данном случае, это не срезанный букет, а цветы, растущие на открытом воздухе.

"Натюрморт со старой посудой" несколько прямолинеен по композиции, но колористическое решение напоминает о былой любви к звучным цветовым комбинациям. В этом можно убедиться на примере "Лето. Букет роз. 1996". Здесь сочные и контрастные цвета: красный — зеленый, желтый — синий и другие, не конфликтуют друг с другом, а создают гармонию мощных живописных аккордов.

Одной из последних новаций, использованной М. Милавиной, является дриппинг (полив, или разбрызгивание краски на холст). Чаще всего он удачен в тех случаях, когда создаваемая фактура мало напоминает результат применения традиционных способов формирования изображения. В отличие от основоположников этого метода, М.Эрнста и Дж. Поллока, М. Милавина пользуется им в рамках сугубо рационального творчества. Есть и положительный результат — "Букет лунарий", который представляет собой причудливую вязь грациозных линий, своей легкостью, воздушностью и, вместе с тем, осязаемой материальностью, вызывающих представление о хрупком изяществе и сдержанной декоративности, присущих этому странному цветку. В большинстве же случаев, когда привычные и довольно скучные формы разукрашиваются завитушками, черточками и крендельками из тюбика, то ничего, кроме недоумения, подобные попытки скрещивания разнохарактерных пластических приемов не вызывают. В лучшем случае, получаются неудачные дизайнерские разработки.

Пейзажи, показанные на выставке, скучны, надуманны, лишены живой эмоции и говорят лишь о том, что данный жанр не является сильной стороной творчества художницы. Впрочем, "Домик в деревне. Нечаевка", заставляет думать, что и здесь возможны локальные удачи, а потому и эта тема еще не закрыта.

Пытаясь определить творческие пристрастия М. Милавиной, приходишь к выводу, что в последние годы они отсутствуют. Слишком велик разброс приемов и почерков, которые она стремительно перебирает в надежде ухватить за хвост птицу счастья. Масса проблем, одолевающих ее, лежит за пределами искусства, но, поглощая всю ее энергию, не оставляют ни времени, ни душевных сил для серьезных занятий живописью. Но удручает вовсе не это, а легкомысленное отношение к творчеству, как к чему-то второстепенному, которое не требует углубленной и самоотверженной работы и, уж во всяком случае, не является достаточно важным в ее жизни.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=30082005142022&oldnumber=311