"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 42 (321) от 27.10.2005

Высшие Сферы

Обаяние светописи

Ирина КАБАНОВА

В век цифровых технологий делать качественные фотографии может каждый. Однако даже на фотовыставках профессионалов мимо одних снимков проходишь, не задерживаясь, а от других не можешь оторвать взгляд. Есть основания утверждать, что не камера делает человека художником.

Нужна ли “цифра”

Пожалуй, среди фотографов сегодня нет никого, кто отрицал бы прогресс настолько, чтобы не взять на вооружение цифровые технологии. Они позволяют не тратить время на установку диафрагмы и выдержки, определение экспозиции, а делать снимок сразу, как только у художника возникла внутренняя потребность. Сложный технологический процесс аналоговой фотографии, который подразумевает материальные и временные затраты, уже не вдохновляет любителей — не случайно черно-белая фотография, полученная аналоговым способом, считается элитарной.

Саратовский фотограф Юрий Пузанов отмечает, что незаменимость цифровых технологий в фотографии объясняется взаимосвязью процесса съемки и осмысления результата. Делая цифровой снимок, можно его обработать с тем же настроением, что чувствуешь сегодня, а это важно, если хочешь донести до зрителя свое ощущение мира.

"Цифра" расширила возможности для воплощения творческой мысли. Николай Ваганов, чья выставка "Пространство. Ру" проходила в марте этого года в Доме работников искусств, обрабатывает снимки на компьютере в программе "Photoshop", делая акцент на игре света, в которой видит основную привлекательность фотографии. Возможно, у зрителя при этом появляется чувство приукрашенности снимка, но, по словам художника, снимку это не вредит, поскольку является способом обратить внимание зрителя на то, что автор хочет до него донести.

Александр Мирошниченко, один из маститых фотографов Саратова, которого сейчас можно встретить на выставках только в качестве члена жюри, допускает вмешательство компьютерной графики, только если это не мешает документальности. А документальность он считает главным орудием фотографа: "Если ты сумел зафиксировать художественно факт прошлого — это твоя заслуга".

Хотя фотографы, с которыми мне удалось побеседовать, единодушно признают принцип "камера должна быть хорошей", тем не менее фотоаппарат — это всего лишь инструмент. "Нельзя влюбляться в камеру, какой бы современной она ни была, иначе камера начинает работать тобой, а не ты — ей", — утверждает Николай Ваганов и приводит пример "низвержения прогресса". Сделав снимок одного из саратовских домиков, он напечатал его на струйном принтере, отмочил фотографию в чае, чтобы придать ей желтоватый оттенок "старости", поместил ее за стекло в толстый ящик грубого дерева наподобие киота, а края стекла закоптил. После этого зрители с трудом верили в то, что это — цифровая фотография.

Искусство и ремесло

О профессионализме в фотографии говорят с точки зрения понятия о ремесле. Словом "ремесленник" мы чаще называем человека, работающего по шаблону, без творческой инициативы. Однако многие фотографы сходятся на мысли, что в этой профессии надо быть прежде всего ремесленником, что означает быть мастером и работать качественно. Так, через принцип "искусство начинается с ремесла", высказанный русским живописцем Василием Кандинским, подходит к определению профессионализма Юрий Пузанов:

— Профессионализм в творчестве заключается в четкой технологической выверенности продукции — речь идет о резкости, экспозиции и т. д., — что придает снимку товарный вид, который необходим, если уважаешь зрителя. Я исхожу из принципа "творческое, но качественное": профессионал знает путь от мысли к предполагаемому результату, а чтобы добиться результата, надо создать для этого определенные условия. И нужно это делать автоматически, пока не ушло настроение, сюжет, который тебя захватил. А у зрителя, когда он смотрит на фотографию, не должно возникать мыслей о том, чего художник не должен был делать.

Не все профессионалы приемлют деление на фотохудожников и просто фотографов — оно очень условно. Но если один просто щелкает затвором и идет дальше, а другой направляет это действие на воплощение мысли, то можно предположить, что нечто подобное существует.

"Фотохудожник должен уметь не только увидеть и запечатлеть, а создать атмосферу, некую реальность, вложить в фотографию свое видение, ощущение, настроение, а захватывать фотография будет того, кому близко это настроение, — говорит Юрий Пузанов. — Фотография должна — если она вообще что-нибудь должна — материализовывать существующее ощущение". Может быть, поэтому художественную фотографию можно сравнить с параллельным миром: иногда реально существующие вещи на ней приобретают другой смысл, неожиданную глубину, которая отсутствует у оригинала. Тогда задумываешься над тем, что первично — объект или настроение. На вопрос, что вообще заставляет их спускать затвор, ответом фотографов было единодушное: "Если чувствую, что не могу не снять, — снимаю". По-видимому, как бы хрестоматийно это ни звучало, потребность души делает художника. И на праздный вопрос, почему он это снял, ответа скорее всего не будет. "Я снимаю, когда чем-то очарован, — говорит Николай Ваганов. — И часто бывает, что понимаю, чем был очарован, только после того, как сфотографировал". Мысль, настроение и талант — главные понятия, сопровождающие творчество фотохудожника.

Человек в кадре

"От моей подруги отказался жених. Несчастье произошло оттого, что она подарила ему медальон со своим портретом. Он страшно обрадовался медальону, открыл его, побледнел и тихо-тихо сказал:

— Однако!

Больше ничего.

На другое же утро невеста получила от него уведомление, что он не создан для семейной жизни".

Рассказ Надежды Тэффи "Изящная светопись", написанный на заре фотоискусства, тем не менее описывает чувства, посещающие иной раз и наших современников, когда они рассматривают свои фотографии, сделанные друзьями или профессиональными фотографами. Вспомните, когда вы однажды не узнали себя по причине неожиданно проявившегося в кадре врожденного уродства, о котором вы и не догадывались, или, наоборот, из-за ангельской внешности, которую вы до сих пор, оказывается, так мастерски прятали.

Принцип фотографа Алексея Леонтьева — человек на фотографии должен оставаться таким, какой он есть. Поэтому Алексей не приемлет компьютерную обработку портрета, если с ее помощью изображение стремятся приукрасить: "Можно убрать какие-то недостатки, но это частичка человека. Я же стараюсь сделать то, что человеку не нравится в его внешности, красивым — иногда это приводит к исчезновению комплексов".

Фотографы сходятся во мнении, что самое трудное — снимать людей. Человек — это динамика, столь ценимая многими фотографами. Сложность в том, чтобы передать эту динамику, не искажая сути человека. А суть, по словам профессионалов, проявляется в общении, поэтому они предпочитают пообщаться с человеком, прежде чем спускать затвор. Более того, человек интересен фотографу тогда, когда он переживает эмоциональные сдвиги, а это редко происходит в студии, куда он зашел сфотографироваться.

Портретная фотография — такая вещь, которую нельзя ставить на поток: сделал снимок — следующий! К примеру, портреты, вывешенные на стенах "Студии Мирошниченко", говорят об умении автора запечатлевать обаяние, и вряд ли эти снимки были получены конвейерным способом. Творческий принцип Александра Федоровича — не навредить и нести людям красоту, эстетическое удовольствие. Возможно, в этом и смысл изящной светописи.

Профессия фотографа, по словам Юрия Пузанова, не терпит объединения: "Творческое настроение людей одной профессии скоротечно, в какой-то момент настроения сходятся, продлеваются некоторое время, а потом расходятся". Как у всех творческих людей, у каждого из фотографов свои пристрастия и технические приемы, но объединяет их вечный поиск красоты и любовь к свету — то, что, воплотившись в фотографии, дает зрителю импульс к новым ощущениям.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=1112005113655&oldnumber=321