"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 43 (322) от 3.11.2005

Работа над ошибками

Александр ДАВИДЕНКО

Выставка живописи Людмилы Маханьковой в Доме работников искусств "Ангел пролетел..." как бы подводит итог интенсивной работы в течение последних двух лет. Заметен существенный прогресс в ее эволюции как художника, а также умение подмечать свои слабые стороны и желание их исправлять. Не все представленное удачно, но общий уровень достаточно высок и вызывает живой интерес.

В творчестве Л. Маханьковой наиболее органичным является сочетание живописной условности с орнаментальной выразительностью цвета, у нее театральное укрупнение формы соседствует с театральным же декоративизмом. Здесь уместно было бы вспомнить натюрморты К. Коровина 1910-х годов, отчасти "Карусель" Н. Сапунова и "Ангел печали" Н. Милиотти. Но в отличие от этих художников она, не претендуя пока на композиционную сложность, смысловую углубленность и колористическое многообразие, скромно ограничивается разработкой одного доминирующего тона в рамках камерного натюрморта, правда, делает это хорошо и с большим вкусом. Акцент делается не на активности линии или силуэта, не на выстраивании четкого линейного ритма, а на особой декоративной роли цвета, ставшего основным инструментом живописной выразительности художника. Детали предметного мира укрупнены, обобщены и сведены к мелким плоскостям, протяженным или прерывистым мазкам широкой кистью, создающим лишь ощущение какого-то материального объекта. На холсте возникает фантомная предметность, не реальные вещи, а следы в памяти, отзвуки чувствительной души, репродуцирующей впечатления от когда-то увиденного в почти условных пластических конструкциях. Из сложного месива красок, линий и плоскостей проглядывают и Врубелевский протокубизм, пронизанный декоративизмом модерна, и признаки лирической абстракции, а стремление к структурированию объекта напоминает метод Р. Фалька периода его увлечения живописными принципами П. Сезанна.

Общий колорит, распределение светлого

и темного, согласованного и контрастного, однородного и акцентированного, сложная игра цветных пятен, их равновесие и его нарушение — все это само по себе увлекательно и интересно, а пламенеющие цвета на ярких, солнечных холстах и мерцающие, словно тлеющие угли догорающего костра в сумеречных натюрмортах добавляют интриги и выразительности в живописный язык Л. Маханьковой ("Подсолнухи" (2003), "Этюд на бирюзовом фоне" (2005), "Груши в натюрморте" (2003)). Часто композиции специально помещаются в тень, в полумрак, подбираются элементы, в которых преобладают спокойные, холодные тона ("Маленький этюд" (2005), "В интерьере" (2005)).

Любопытен пейзаж "Свет над Волгой" (2005), написанный очень жидкой краской, по акварельному мягкие цвета размыты и словно перетекают один в другой. Темная арка грозовых облаков охватывает куполообразное небо, сияющее странным нежным светом и потоками ниспадающее на землю. Другие пейзажи, решенные через интерьер, пока неудачны.

Хорошие результаты достигнуты в портрете, когда главным становится поиск пластической выразительности ("Женщина в берете" (2003), "Константин" (2003)), а также когда портрет решается натюрмортно или пейзажно,

т. е. человек становится деталью общей композиции, не только не доминирующей на холсте ("Женщина в красном кресле" (2005)), но даже играющей подчиненную роль ("У окна" (2004)). Когда же человеческому образу уделяется особое внимание, делается попытка нагрузить его самостоятельными психологическими характеристиками или выразить с его помощью какую-то глубокую идею, построить жанровую сцену, отобразить мотивированное действие, наделить сюжет метафоричностью или решить задачу в гротескном ключе, то получается или маловыразительный анекдот ("Песня" (2004)), или слащавая сентиментальность ("Свет печали" (2005), "Разговор по душам").

Попытки не ограничиваться лишь внешней красотой живописных работ, а вдохнуть в них некоторую многозначность, иносказание, даже философичность очень похвальны, но пока не приводят к заметным успехам. Возможно, собственных сил на это еще не хватает, а консультанты в этой области и сами не слишком сильны, находясь в плену своих стереотипов. Чем быстрее к Л. Маханьковой придет понимание этого, а мышление станет более самостоятельным и зрелым, тем скорее будут получены положительные результаты.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=7112005142359&oldnumber=322