"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 44 (323) от 10.11.2005

Высшие Сферы

Роман с флористикой

Ирина КАБАНОВА

Удовольствие от процесса созидания дорогого стоит, и ради него люди бросают свои конторы "с девяти до шести" вместе с зарплатами и соцпакетом, меняя стабильность и несвободу на свободу творчества и душевное удовлетворение. Елена СТОРК, основатель дизайн-студии "Флореаль", нашла свою нишу: стены ее квартиры, превращенной в выставочный салон, увешаны невообразимыми композициями — взмывающие в воздух ветви, раскинувшиеся в полете фантазии цветы, переплетение живого и искусственного материала.

— Лена, ты по образованию инженер-экономист. Как начался твой роман с флористикой?

— Сначала я работала по специальности, потом, когда экономисты перестали быть нужны, устроилась бухгалтером. В какой-то момент я поняла, что умираю — все это было не мое. Я вдруг задумалась о том, чего бы мне хотелось. А когда ты начинаешь об этом задумываться, жизнь тебе помогает: складываются определенные обстоятельства. Я ушла из бухгалтерии, поскольку захотела реализовать то, что во мне было творческого. Сначала было трудно определиться с родом деятельности, хотя у меня еще есть диплом парикмахера, и, кроме того, я выучилась на повара. Но реализовать себя в этом не получилось.

С икебаной я познакомилась случайно: одна знакомая пригласила меня в японский центр на курсы. Вообще-то, каждый случай — это закономерность: если ты что-то ищешь, то возможность это найти всегда представится. С первого же занятия я получила такое удовольствие! Я не знала, буду ли я этим заниматься дальше, не планировала связать с этим свою жизнь, но мои ощущения были сравнимы с ощущениями человека, который долго хотел пить, и вдруг ему дали стакан воды. Мне всегда нравились творческие вещи, но не хватало специальных знаний для их реализации. Самое интересное, что моя знакомая, с которой мы вместе пришли, сказала: "Ты знаешь, это не мое". На что я ей ответила: "А ты знаешь, это мое".

— А какие существуют для этого критерии?

— Основной критерий — насколько человек вкладывает душу. Конечно, в первых работах ни о каком профессионализме речи быть не может. На курсах дают технику, саму основу, так что технический уровень у нас всех был одинаковый. Но воплощение — уже лично каждого, и можно понять, что человека подобное творчество не коснулось, для него это чисто технический прием, или наоборот, его это захватывает настолько, что его чувства передаются зрителю.

— Обязательно ли этому учиться? К примеру, у человека врожденный вкус, и на отсутствие фантазии он тоже не жалуется — может быть, этого достаточно?

— Вопрос в том, какие человек ставит для себя цели. Когда я поняла, что флористика мне близка, я захотела в этом преуспеть. Это как с человеком, который вам интересен: вы же не захотите оставить отношения с ним на уровне "здравствуй — до свидания", вам захочется узнать его ближе. Так и в любом деле: вопрос в том, достаточно ли вам любительского уровня или вы хотите перейти в профессионалы. А профессиональный уровень требует уже других временных и материальных затрат и, соответственно, образования. Надо определяться, на что ты готов тратить время и деньги. Я этот вопрос решила для себя сразу. На начальном этапе я прошла все курсы, которые были в Саратове, потом стала искать дальше, где можно продвинуться в этой специальности, ездила на флористические выставки в Москве, накупила там книг по флористике. Даже ездила учиться в Германию, где занятия вели преподаватели-флористы высочайшего уровня.

С Тамарой Ивановной Бондаревской, которая вела курсы икебаны в японском центре, я занималась индивидуально. Она — флорист старой закалки, еще с того периода, когда все это было у нас на уровне кружков. Она устраивала выставки, показы, когда ничего еще не было, рассказывала о чудесах, что из чего они изобретали для декоративных панно и букетов. Сейчас такой необходимости нет, поскольку есть возможность купить декоративный материал в Москве или за границей — те же цветы, сухоцветы, траву.

— А разве нельзя все это купить в Саратове, ведь открыто множество садоводческих магазинов, где есть ассортимент товаров для флористов и дизайнеров?

— Для тех, кто хочет заниматься флористикой в качестве хобби, оформлять композиции для дома и для друзей, этого будет достаточно. Но ведь у нас все идет через систему перепродаж, и для профессиональной работы здесь все дорого и мало.

— В прошлом году у тебя была выставка в Торгово-промышленной палате. Как ты оцениваешь этот опыт?

— Я поняла, что выставки — дело трудоемкое, и благодарна моим друзьям, которые занимались организацией, пока я готовила саму выставку. Самое приятное — когда то, что ты создаешь, трогает людей, далеких от этого. Когда мой одноклассник сказал мне, что пришел из вежливости и сам не ожидал, что увиденное произведет на него такое впечатление, я сразу почувствовала результат своей работы.

Мечты у меня о больших выставках, международных. Нормально, когда человек ставит себе большие цели: перспектива подстегивает, дает рост, хотя требует больших материальных вложений. В данный момент я хочу реализовать идею прет-а-порте — это будет показ реальных возможностей во флористике, работы, которые будут выше обычного уровня.

— Но ведь в моде этот термин означает вовсе не эксклюзивные вещи, а то, что можно носить всем.

— Я бы сказала так: это можно носить всем, но не все будут это носить. Есть люди, которым нравятся красивые вещи, но они без них прекрасно обходятся. Я же хочу сотрудничать с людьми, которые ищут чего-нибудь особенного. Сложно работать с людьми, которые просят подстроить работу под общий уровень интерьера, особенно если интерьер, например, какие-нибудь сплошные приглушенные коричневые тона. А если человек готов сделать смелый шаг, скажем, заказать неожиданное для себя панно, — это начало нового этапа.

— То есть панно потребовало новую мебель, та потребовала ремонта…

— …А ремонт дал импульс новому этапу в вашей жизни, и у вас началась карьера. Здорово же! Я придумала такой слоган: уютный офис притягивает деньги. Так что от того, какой интерьер вас окружает, зависит ваш успех. Главное — чтобы человеку было комфортно. Иногда он стремится к классике, потому что боится сам себя. А на самом деле ему нравятся смелые абстрактные вещи. Тогда человек находится в состоянии неудовлетворенности, а надо находить свое и не бояться.

— А что означает классика или авангард во флористике?

— Классика — это традиционные букеты, традиционное сочетание цветов, расположение, а авангардные вещи, как правило, не вписываются в привычные рамки. Все это воплощается в смешении материалов, форме, подаче… Что касается моих пристрастий, мне больше нравится делать вещи нетрадиционные, интересные, придумывать новые идеи.

— С чего начинается воплощение идеи?

— Обычно я сначала придумываю форму, идею, стилистику, а потом ее начинаю воплощать, рисую эскизы. Однако большей частью работы не прорисованы полностью, есть лишь основные линии, продумываются основные материалы. Бывает, материал начинает диктовать форму. Существует взаимный процесс: не только ты хочешь добиться от материала того, что ты задумал, но и материал диктует тебе свои условия, тем более материал натуральный, с чем я очень люблю работать. Искусственные цветы, если они хорошего качества, помогают поддерживать композиции. Но искусственный материал без вкрапления натурального суховат, обязательно должно быть что-нибудь живое.

— Сколько времени в среднем уходит на композицию?

— Это зависит от вдохновения и сложности работы, от нескольких часов до дней и недель. Сейчас, к примеру, есть одна работа, которая зреет у меня месяца полтора, но ее я делаю для себя, меня никто не торопит. А если это коммерческий вариант, хочешь не хочешь — надо делать. Приятно работать с заказчиками, которым не нужна срочность и которые доверяют тебе как профессионалу. Предпочитаю сначала пообщаться с самим человеком, посмотреть, где и как он живет. Многие выбирают из того, что уже готово или просят сделать что-нибудь подобное. Повторные работы делать проще, но абсолютно идентичных нет. С натуральным материалом это сделать невозможно, так как нет абсолютно идентичных травинок. Да и люди тоже не хотят, чтобы у них было то, что уже у кого-то есть.

— Как обстоят у тебя дела с конкуренцией, ведь в этой сфере в нашем городе работают немногие?

— Культура эта у нас только начинает развиваться. Конкуренты есть, и очень достойные, они не дают возможность расслабиться. Вообще, здоровая конкуренция — это мечта, обычно все сводится к перебиванию клиентов и идей. Конкуренты необходимы для взаимного обогащения. Хорошо бы, чтобы у каждого флориста был свой стиль, чтобы не было у разных мастеров похожих работ. Если работа не моя, но она сделана интересно, в ней чувствуется нестандартный подход, я получаю от нее удовольствие, хотя немного жаль, что мне такое в голову не пришло.

Беседовала

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16112005125601&oldnumber=323