"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 47 (326) от 01.12.2005

На хитрого водителя найдётся инспектор

Сергей ЛЮБИМОВ

Что бы там ни говорили, но у нас есть все основания гордиться нашим народом. Возьмем только один факт. Закон ОСАГО существует всего два года, а уже защищена докторская диссертация, посвященная мошенничеству с автострахованием. Диссертант утверждает, что уже существует 120 видов мошенничества в этой сфере. Бендер за всю жизнь разработал 400 "сравнительно честных способов отъема денег" во всех сферах, а тут 120 способов всего за 2 года! Все-таки наш народ ни одна дума с правительством не одолеет.

По прогнозам специалистов, в следующем году до 40 процентов страховых случаев по закону ОСАГО могут стать частью мошеннических действий. Как правило, в основу мошенничества всегда ложится сговор. Одна сторона сговора — это страхователь, а другой стороной может выступить второй водитель, сотрудник ГАИ или страховой агент. Зачастую гаишники являются невольными пособниками мошенников из-за элементарной невнимательности. Так или иначе, но бремя выявления мошенников ложится на заинтересованную сторону — страховые компании.

Рассмотрим несколько характерных случаев. Довольно распространенным случаем мошенничества бывает замена вины водителя. Вот пример. В страховую компанию обратился водитель грузовой "Газели". По его словам, он врезался в "семерку", сдав назад. У "Газели" повреждения незначительные, а вот капот "Жигулей" был сильно смят. Имелся соответствующий акт, составленный инспектором ДПС. Однако опытный взгляд страхового инспектора сразу определил, что повреждения легковушки не характерны для столкновения на небольшой скорости. А, сдавая назад, высокую скорость развить просто невозможно. По закону об ОСАГО представитель страховой компании может потребовать предоставить для осмотра машину, пострадавшую по вине страхователя. В ходе осмотра обеих машин выяснилось, что капот "семерки" чуть выше уровня кузова "Газели". Если учесть, что капот "семерки" в момент удара оказался под кузовом "Газели", то картина столкновения вырисовывалась совсем другая. Водитель "семерки", разогнав машину, только в последний момент заметил перед собой препятствие и нажал на тормоз. В момент торможения автомобиль как бы "присел" на передние колеса и въехал под кузов "Газели". Оценив степень повреждений, водители договорились между собой возложить вину на шофера "Газели", так как его машина почти не пострадала, а ущерб за разбитую "семерку", если ее водитель будет признан потерпевшим, возместит его компания-страховщик. Обычно на замену вины водители соглашаются за вознаграждение.

Другой распространенный вид мошенничества — моделирование происшествия. На него автовладелец может пойти, если повреждение машины не попадает под страховой случай. Например, если повреждение возникло от столкновения со столбом. Сговорившись с другим автовладельцем, водители ставят машины так, чтобы вмятина на одной приходилась под бампер другой. Для большего правдоподобия водители могут даже слегка чиркнуть машины друг об друга, чтобы оставить следы краски. Но опытный инспектор сразу определит, что основная вмятина не соответствует уровню или контуру той части автомобиля, с которой якобы произошло столкновение. Так, например, в одну страховую компанию была представлена легковая машина с пробитым бампером и радиатором, которую якобы ударил сдававший назад УАЗ-"буханка". При этом повреждения были не только на передней части машины, но и с обоих боков, как будто водителю УАЗа показалось мало одного столкновения, и он заезжал с двух сторон, чтобы удариться еще пару раз.

Моделирование происшествия может быть осуществлено и в случае настоящей аварии, спустя некоторое время. То есть, столкнувшись, водители разъезжаются, чтобы на следующий день на этом же месте поставить машины в том же положении и вызвать ГАИ. Это может быть сделано, например, для того, чтобы скрыть нетрезвое состояние одного или обоих водителей.

Бывают случаи, когда дату аварии изменить невозможно, но предпринимается попытка изменить даты на других документах. Например, в страховую компанию обратился молодой человек, допустивший аварию в день получения водительских прав. Оказалось, что в этот же день он получил и доверенность на отцовскую машину и застраховал ее. Начальнику отдела выплат страховой компании это совпадение показалось подозрительным. Проверка показала, что доверенность была оформлена задним числом. Получив права, молодой человек в компании девушек действительно отправился на автопрогулку и действительно стал виновником аварии. Но вот доверенности у него не было. В случае передачи управления машиной лицу, не имеющему на это права, закон освобождает страховщика от выплаты. Поэтому владелец машины и сделал доверенность задним числом (не без согласия страхового инспектора).

Перечисленные выше случаи относятся к прямому мошенничеству и в принципе попадают под действие Уголовного кодекса. Но бывает и такое, когда владельцы хитрят, пытаясь сэкономить на страховых взносах. Эти случаи, хотя и противоречат ОСАГО, Уголовным кодексом не предусмотрены. Например, в компанию впервые обращается владелец авто и утверждает, что ранее машина не была застрахована, так как стояла в гараже. На самом деле автомобиль был застрахован в другой компании, но его водитель допустил аварию. По истечении срока страховки он собирается заключать новый договор еще на год, но обращается в другую компанию, так как знает, что к нему будет применен повышенный коэффициент. Для противодействия подобным страхователям в Саратове сейчас создается единая база данных с информацией о когда-либо страховавшихся водителях. Пока страховые компании лишь обмениваются информацией о вызывающих подозрение страхователях. В соответствии с законом в случае вскрытия факта искажения данных при заключении страхового договора он расторгается, страховой взнос не возвращается, а страховая выплата не производится.

Что же касается случаев мошенничеств, то, несмотря на их обилие, уголовные дела возбуждаются крайне редко. Уличают мошенников, как правило, страховые инспекторы. Для них в отличие от милиции основная задача — не повысить раскрываемость, а сэкономить побольше денег для компании. Поэтому в случае выявления мошенничества автовладельцу даже не отказывают в выплате, а предлагают выбор: отказ от своих требований либо выплату с последующим обращением в милицию о факте мошенничества. Подавляющее большинство хитрецов обычно после получения подобного ультиматума берут тайм-аут на раздумье и больше в компании не появляются.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2122005174222&oldnumber=326