"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 6 (336) от 16.02.2006 г.

Царских даров мало не бывает

Ирина КАБАНОВА

Уже с порога, зайдя в Радищевский музей, можно было понять, что происходит что-то необычное. Действительно, «гастроли» царских сокровищ случаются крайне редко, а если случаются, то музеи такого ранга, как Московский Кремль, чаще выставляют свои коллекции на обозрение жителей мировых столиц. Диалог Радищевского музея и Оружейной палаты Кремля стал возможным благодаря начавшемуся проекту, по которому раритеты из коллекций русских царей и князей смогут увидеть жители провинциальных городов России.

По словам заведующей Оружейной палаты Елены Моршаковой, для выставки «Сокровища Московского Кремля» были отобраны наиболее яркие вещи. Соответственно, ожидаешь, что при входе в выставочный зал тебя ослепит сверкание царских бриллиантов и зеркальный блеск начищенного серебра. Все это есть, но чувства свалившегося на тебя богатства не появляется, хотя принцип свободной расстановки экспонатов в трех небольших залах музея вовсе не означает попыток скрыть их малочисленность. Во-первых, ясно, что всю Оружейную палату в Саратов не привезут, а во-вторых – и это главное, – любой музейный работник скажет вам, что, когда вещей мало, они смотрятся и оцениваются по-другому. Так что для посетителя выставки будет лучше, если его движущей силой станет не желание увидеть много, а желание рассмотреть мельчайшую деталь и проникнуться сознанием той исторической ценности, которую несет каждая вещь.

Огранка бриллиантов на двуглавом орле портсигара работы Нюкканенна, мастера фирмы Фаберже, крошечные целующиеся голубки на драгоценных серьгах XVII века (очевидно, чей-то свадебный подарок), тончайшая филигрань декоративной вазы «Зимние грезы» Данила Чавушьяна, золотое шитье на саккосе митрополита Августина, носившего это одеяние в начале XIX века, - в каждой детали видна прежде всего рука мастера.

Что в буквальном смысле ослепляет – это витрина с золотой и серебряной посудой западноевропейских мастеров. Был такой обычай при русском дворе – без даров государь посла не принимал. Вот и бились златосеребренники над блюдами, чеканя на них библейские и мифологические сюжеты, чтоб не стыдно было явить их очам русского государя в Грановитой палате. Рядом с западноевропейской посудой – исконно русские образцы: братина (наполненная медом, брагой или сбитнем, она шла по кругу собравшихся гостей), рукомой Петра I – неотъемлемая деталь царского стола той эпохи, где было принято есть руками, а потому после каждого куска омывать пальцы.

Возможно, увидеть посуду, из которой откушивали Рюриковичи, не предел мечтаний, и аналогичные экспонаты есть и в саратовских музеях, но есть на выставке и единичные вещи. Одного взгляда на оклад иконы Тихвинской Богоматери достаточно, чтобы в сознании пронеслись века, отделяющие время ее создания - начало XVII века - от века нынешнего. Это единственный экспонат на выставке, в котором, кроме традиционных чеканки и золочения, можно увидеть технику канфарения, придающую матовость фоновой золоченой поверхности, чтобы выпуклости и блеск чеканки смотрелись эффектнее. А бросаются в глаза, конечно, драгоценные камни, «видевшие виды», поскольку многие выщерблены и покрыты трещинами: огромные сапфиры – любимый камень Ивана Грозного, альмандины, бирюза и чистой воды топаз величиной почти с ладонь.

Подобно Радищевскому музею, родившемуся из частной коллекции Боголюбова, музейные фонды Оружейной палаты сложились на основе частных коллекций русских князей и царей – в XVII веке здесь оказались собраны все царские регалии. И если бы в XVIII веке двор не переехал в Санкт-Петербург, Кремль превратился бы в Лувр по ценности и исторической значимости экспонатов, которые сохранились бы до нашего времени. Исторические события повлияли таким образом, что в коллекциях музеев Кремля оказались богато представлены средневековые вещи, а предметов XVIII-XIX веков довольно мало. И хотя совокупность привезенных экспонатов может спровоцировать легкое чувство голода у любителей древностей, поскольку больше оказалось предметов именно периода XVIII - начала XX века, все же можно отыскать местечко, чтобы постоять в окружении призраков прошлого.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=18022006130158&oldnumber=336