"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 6 (336) от 16.02.2006 г.

Новые Тимуры в ожидании СМИ

Ирина КАБАНОВА

На прошлой неделе в мэрии состоялся «круглый стол» - «Граждане-школьники, или Кому они нужны, эти добровольцы?», организованный московским Фондом независимого радиовещания и саратовской ассоциацией «Партнерство для развития». Мероприятие устраивалось с целью найти точки взаимного интереса между школами - участниками движения ОАШ (общественно-активных школ) и СМИ. Однако диалога не получилось по банальной причине – представителей прессы практически не было.

Сейчас читать гайдаровского «Тимура и его команду» вроде бы не модно, однако идея социально активного подростка с четкой гражданской позицией не устаревает. И если раньше школы претворяли в жизнь эту идею поодиночке, то теперь оформилось целое движение общественно-активных школ, ставящих своей целью не только предоставление образовательных услуг, но и привлечение к решению социальных и других проблем учеников, а также жителей микрорайона или населенного пункта. С этой точки зрения школа становится общественным и культурным центром местности, и это особенно актуально для деревень и поселков, где культурная жизнь ограничивается местным клубом.

С 2004 года в Саратове действует межрегиональный проект «Школа – местному сообществу», направленный на развитие добровольческого движения и продвижение модели ОАШ. Его результаты – это десятки социальных проектов школьников, направленных на решение проблем своего микрорайона, на сохранение национальных традиций, обучающие тренинг-семинары для добровольческих команд, запуск ежегодной общественной добровольческой кампании «Весенняя неделя добра». На фоне такого размаха добровольческого движения в нашем городе его организаторов и участников удручает только одно – отсутствие должного внимания со стороны СМИ. И мнение участников «круглого стола» по поводу причин такого явления для СМИ весьма нелицеприятно: здесь были упоминания и о поисках материальной выгоды со стороны СМИ, и о принципе «плохие новости быстро расходятся». «Негатив в наших СМИ освещается легче, и, когда по редакциям рассылается такого рода информация, приходят все, - констатирует куратор проекта по Саратовской области, председатель ассоциации «Партнерство для развития» Ольга Пицунова. – А если происходит какое-то хорошее событие, представителей прессы и телевидения не всегда дождешься». Как типичный в этом отношении пример мне рассказали историю о том, как съемочная группа местного телевидения ехала снять сюжет об акции «Чистый подъезд», но так и не доехала, ибо, трижды позвонив организаторам и сообщив, что группа в пути, на третий раз журналисты получили ответ, что все уже кончилось - дети благополучно вымыли подъезды и без присутствия телекамер.

Правда, Ольга Николаевна тут же оговаривается, что такое происходит не всегда – на «Весеннюю неделю добра» в апреле прошлого года откликнулись многие редакции. Если рассуждать о причинах такого неравномерного интереса СМИ к этой теме, то на поверхности лежит вопрос масштабности мероприятия: в той же «Неделе добра» приняли участие 38 школ города и более 7000 учащихся и взрослых, а освещать очередную «тимуровскую» акцию одного из клубов для СМИ не так интересно, и это естественно – частный случай интересен в начале, когда он инициирует тенденцию. Чем больше частных случаев одного порядка, тем меньше у них шансов для попадания в объективы.

Тем не менее общение со СМИ остается для добровольческих организаций важным звеном деятельности. «Добровольческое движение нужно продвигать, нести «разумное, доброе, вечное» в молодежную среду посредством СМИ, сила влияния которых известна, - говорит начальник совета скаутского отряда «Роза ветров» Наталья Михайлова. – Конечно, дела будут делаться и без телекамер, но это дает тот престиж происходящему, который повышает значимость события в глазах общественности, и в том числе детей. Кто-то скажет: мол, подумаешь, какие-то чудики моют подъезды! Но ведь в конечном итоге это нужно всем».

Как бы там ни было, участники проекта обсуждали все это между собой, а не с представителями СМИ. Вопрос, как заинтересовать последних этой темой, остался открытым. Ольга Пицунова собирается теперь составить официальное Обращение движения ОАШ к СМИ, а кроме того, по ее мнению, надо провести переговоры с министерством информации и связи, чтобы вместе поразмышлять над концепцией такого взаимодействия. И чтобы СМИ наконец перестали относиться к добровольческому движению как к междусобойчику.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=18022006132229&oldnumber=336