"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 12 (342) от 6.04.2006 г.

Осторожно: фарс в городе!

Ирина КАБАНОВА

29 марта в театре кукол «Теремок» случилось мало кем замеченное событие – в рамках закрытия областного кинофестиваля «Экран и время» вручали кинопремию «Синемуха».

Слово «кинопремия» вызывает в памяти, как правило, красные дорожки, ведущие в концертный зал, бомонд в сверкающих туалетах и Никиту Михалкова в белом шарфе. В нашем случае все было гораздо демократичнее, вплоть до юношей в тренировочных штанах, а кое-где и юбках, выбегающих на сцену в роли мух с бобинами в лапках. Впрочем, длинноногие модели в вечерних туалетах были бы тут не к месту – «Синемуха» вручалась победителям творческого конкурса работ в жанре видеофарса, проводившегося «Артмади студией».

В Саратове эта студия креативных арт-проектов – таково собственное определение ее создателей – занимает определенную нишу в шоу-индустрии города. В ее послужном списке – ежегодный фестиваль креативной моды «Метелица» в ночном клубе «Арс», совместная со стоматологической клиникой «Практик» акция «100 000 за улыбку», различные презентации и театрализованные представления. По словам пиар-менеджера организации Виктории Панкратовой, отличительная черта «Артмади студии» - поддержка талантливых людей, которые не могут найти выхода своим порывам в творческом пространстве нашего города. В данном случае повезло людям с видеокамерой, озабоченным пертурбациями бытия. Основной контингент участников состоял из людей творческих профессий и студентов - последние, как известно, отличаются незаштампованностью сознания и легкостью на подъем. На конкурс поступило порядка шестидесяти работ, претендующих называться видеофарсом, однако, судя по тому, что на каждую номинацию из пяти (одни названия чего стоят: «Спилберг отдыхает» или «Имени Гоблина») было отобрано лишь по три ролика, художественное качество большинства из них было, видимо, нестерпимо любительским.

То, что показали в финале, терпеть было можно, кое-где было смешно, местами концептуально, но в целом было ясно, что открытий не будет. И все же, несмотря на ярко выраженную угловатость домашнего видео, пропитывавшую ролики, последние заслуживают внимания хотя бы потому, что они первопроходцы – подобного конкурса в масштабе города еще не было, а идея действительно перспективная. Да и не все еще, способные выстраивать зрительные образы, сообразуясь со своими мироощущением, ассоциативным мышлением и желанием сказать что-то миру, прониклись сознанием того, что они могут быть услышаны, и взялись за сценарии. «Артмади студия» намеревается сделать подобные конкурсы ежегодными (только формат, возможно, будет меняться). Так что можно рассчитывать, что важнейшее из искусств, став доступным любому в техническом плане, найдет свой кусок белой простыни, висящей перед замеревшими зрителями. Самое, наверное, приятное то, что никто не спросит ВГИКовского диплома, и наш земляк-непрофессионал не ищет ответа на гнетущий вопрос, тварь ли он дрожащая или имеет право кино снимать.

Кстати, о профессионалах. На следующий день после упомянутой церемонии в Доме кино молодежь, не на шутку задумавшаяся о режиссерской профессии, внимала Олегу Шухеру, декану режиссерского факультета ВГИКа, приехавшему по приглашению устроителей. Где этому учат и как поступить – оказалось, эти вопросы волнуют многих. Конечно, вожделенный вуз творческих абитуриентов всего бывшего Союза, выпустивший не одно поколение мастеров, не имеет недостатка в соискателях учебных мест. Однако пробовать стоит.

И как только не пробуют! Одна абитуриентка с явно нестандартным мышлением, чтобы привлечь к себе внимание, прислала на предварительный отбор, проводящийся заочно, толстую тетрадь, в которой титульные листы с заголовками «Автобиография», «Характеристика», «Случай из жизни» перемежались абсолютно чистыми листами, как бы подчеркивая неискушенность автора в жизни и профессии. В ответ девушка получила следующее извещение: «Экзаменационная комиссия, изучив присланную вами работу, сообщает, что». Далее, соответственно, бумага не содержала никакой информации. К сожалению, девушка посчитала это отрицательным результатом, и игра была прервана. А жаль, из этого могло что-нибудь получиться!

Присылают в комиссию и романы, и видеоматериалы, что не только не помогает поступающим, но даже мешает. А в литературных экзерсисах комиссию больше всего интересует, насколько автор умеет видеть реальный мир. «Зрительные образы важнее философских размышлений, - подчеркнул Олег Борисович. - О вашем мировоззрении будет говорить то, что на экране, а вот какой конкретно должна быть эта картинка – это и решает режиссер». Чисто конкретные они люди, режиссеры!

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=8042006110838&oldnumber=342