"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 13 (343) от 13.04.2006 г.

Это должен быть праздник всех вузов

Михаил КОЖЕВНИКОВ, Саратов

Когда я писал вам свое первое письмо, напечатанное в № 11, то старался ограничиться рамками вопроса об истории 13-й школы. Однако вопрос не такой простой, и не только для 13-й.

Во-первых, нумерация школ ломалась неоднократно. В последний раз – в перестроечные годы, когда поменяли вывески на гимназии и лицеи. Одни взяли себе новые номера (насколько мне известно, в Саратове теперь два ФТЛ), другие, как школа № 37, оставили прежние. Неоднократно перетасовывались педагогические коллективы. Так, при закрытии старой школы № 60 (в здании на углу Гоголя и Симбирской) учителей расформировали по трем или четырем школам; только часть из них попала в школу № 30 (то есть под довоенным номером), которая и по сей день находится на ул. М. Горького.

Во-вторых, в годы войны многие школы были выселены из просторных зданий, где были устроены госпитали. Как возвращали эти здания школам, как вновь формировались педколлективы – задача для будущих краеведов.

В-третьих, когда отменили деление на женские и мужские школы, опять началась чехарда с номерами и т. д. Итак, как считать преемственность школ: по занимаемому зданию? По ядру педколлектива? По классам, переводимым из года в год в следующий класс? По руководителям («школа, где директором была С.А. Одинцова»)?

Аналогичная проблема преемственности стоит перед саратовскими вузами, особенно в ожидании 2009 года, т. е. университетского столетия. Классический и медицинский университеты давно договорились не делить общую историю и общий городок (хотя временами и возникали споры из-за клочков земли – вспомним угловой участок, где встал новый 10-й корпус): совместный памятник ушедшим на войну еще в 1960-е годы встал между 1-м, 2-м и 4-м корпусами. А как поделить память о Н.И. Вавилове: в годы работы в Саратове он был профессором СГУ, а беломраморная доска с золотыми буквами висит не где-нибудь, а в большой физической аудитории, в старом корпусе № 3.

Попутно замечу: приблизительно раз в столетие в Саратове делают научное открытие мирового масштаба. В начале XIX века Жан-Виктор Понселе (пленный офицер стройбата французской армии) заложил основы проективной геометрии – теоретического фундамента технического черчения. Более чем вероятно, что именно Понселе руководил пленными солдатами при благоустройстве современного парка культуры и отдыха. Кстати, было бы справедливо присвоить имя французского академика современному Техническому университету. В начале XX века – Н. И. Вавилов. В конце XX века – «саратовский эффект» (СПЕ, то есть Синицин – Петросян – Елкин) в саратовском филиале академического института радиоэлектроники. Все три открытия – уровня, достойного Нобелевской премии.

Возвращаясь к юбилею в 2009 году, считаю, что это должен быть праздник всех саратовских вузов и НИИ, а не только тех, что когда-нибудь входили в состав СГУ: все саратовские вузы – это «сообщающиеся сосуды», т. к. обмен преподавательскими и исследовательскими кадрами происходил постоянно.

Еще немного о военных годах. Детсады и школы Саратова были переполнены детьми эвакуированных, в большинстве садов – режим круглосуточный. Ведь через Саратов проехала половина белорусской и четверть украинской эвакуации. Приезжали в Саратов голодные, оборванные, завшивленные и больные. Смертность среди тех, кому за 40, была значительной. Классы в школах были переполнены, ученики – разновозрастные. Уже после разделения на мужские и женские – характерный анекдот, немало говорящий о тогдашних нравах. В одну из мужских школ почему-то привели в класс девочку с длинной и толстой косой. В перемену она сидела, не выходя в коридор (что там происходило, понятно?), а одноклассники выстраивали у щели в двери очередь (из других классов) и брали деньги «за погляд» вопреки поговорке «За погляд деньги не берут». В детсадах нередки были случаи «болезней, передающихся половым путем» - заражались от матерей, прирабатывавших проституцией. Самым безобидным диагнозом была специфическая вошь (у детей – на бровях). О других подробностях сексуального направления умолчу. Короче, деление на мужские и женские школы было вынужденным.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=17042006120629&oldnumber=343